Евгений Константинов «Подарок инкассатору»
Виктор Кармазов, мечтающий стать художником, устроился работать инкассатором. Один из клиентов дарит ему блокнот и просит отобразить в нем сцены из написанного им детектива. Виктор читает рукопись, делает в блокноте зарисовки карандашом и вскоре замечает, что персонажи на страницах «оживают», и сюжет меняется. Вскоре выясняет, что блокнот обладает и другими чудесными свойствами: с его помощью Виктор может «дублировать» в любом месте нарисованных им людей, получает способность переноситься в свою юность. Между тем на инкассаторскую машину совершено нападение, похищена крупная сумма денег…
Опубликовано в сети в 2013 г.
Входит в:
— цикл «Пограничные возможности»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 317
Активный словарный запас: низкий (2599 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
_Y_, 28 июля 2021 г.
В начале чтения ощущение было не идеальное, однако это результат специфически-моей истории знакомства с творчеством Евгения Константинова. Дело в том, что в завязке романа использован его же рассказ, почти повесть «Еще одно хобби Серёги Костикова». К сожалению, рассказ этот мне попался первым, да ещё и хорошо запомнился. В результате, по ходу чтения весьма значительной части романа я не мог получать должного удовольствия. Мозг всё время отвлекался, сравнивал текст с воспоминаниями о рассказе. Но стараюсь написать отзыв, не беря в расчёт это ощущение дежавю, которое и не дежавю вовсе.
Герои в романе чрезвычайно прямолинейные. Все. Кто плохой – плохой, кто хороший – хороший. Со второстепенными – ладно, от них многого и не ждёшь. А вот главный персонаж воспринимался очень, нереально наивным. Поначалу мне это не понравилось – где правдоподобный образ? Не может человек так легко ловится на любой крючок, так незатейливо попадать на любой развод.
Но! Задумавшись, я понял, что не прав. Может. И ловиться может, и попадать. Вспомнил сразу нескольких своих знакомых, людей очень хороших, которые в совершенно реальной жизни попадали впросак там, где, казалось бы, не попадёт никто. Например, женились на девушках, на которых жениться однозначно не стоило, и были обобраны. И некоторые по два-три раза подряд (разными жёнами, конечно, были обобраны:)). Или вдруг останавливались около наперсточников и, утратив зарплату, наивно уличали заведеньице в мошенничестве. Или… есть ещё примеры. (на всякий случай уточню: все эти примеры не имеют отношения к сюжету).
И мне осталось только осознать, что герой-то вполне реальный. Такие существуют, не редки, и, как ни странно, именно они — хорошие люди.
Сюжет. Он тоже прямолинеен, но это диктуется законами жанра. Напиши автор сложные запутанные линии, получилась бы совсем другая книга, если вообще получилась бы.
Любовная линия. Тоже прямая? Нет, скорее она построена на том, как воспринимает жизнь ГГ, завязана на него. Да и нет проходящей через весь роман любовной линии, есть отношение ГГ к женщинам и отношения с женщинами. Вполне жизненные и логичные с точки зрения любого одинокого человека.
Вот понаписал я много, но написал о том, что есть во всех произведениях – герой, любовь, основная сюжетная линия. А в этом романе нашлось и нечто для меня совершенно новое. Это инкассаторская среда, отношения в ней, отношение к работе. Пожалуй, до сих пор я многого о ней не знал, даже и не задумывался. Нет, не так – я почти ничего не знал ни про инкассаторов, ни про их работу. И прочитать об этом оказалось очень интересно.
Тиань, 17 февраля 2015 г.
В романе этом есть фантастическое допущение и персонажи, но нет сюжета. Получив волшебный блокнот и возможность творить живые рисунки, Виктор Кармазов так и не нашел применения внезапно дарованному чуду. В собственной жизни он использовал его только для манипулирования другими людьми — сослуживцу травмы организовал, лучшего друга в драку втравил, случайную девчонку из электрички соблазнил. Потом нашел новый развлек — в полу-вымышленный мир «Нефритового голубя» перемещаться и уже там девчонок соблазнять. Все эти метания от картинки к картинке наводят на мысль о заколачивании гвоздей электронным микроскопом. Не нужен электронный микроскоп плотнику, он все равно не знает, для чего этот прибор предназначен. Вот так же и Виктор.
Парню скучно в своей реальной жизни — работа рутинная, хоть и опасная временами, из развлечений усугубление спиртного ежедневно, рыбалка да рисунки в стол. Друзья вроде бы есть, но поведение Виктора по отношению к Антону и Никите мне дружеским не показалось — отношение к ним у героя довольно-таки потребительское, то есть дружба в числе жизненных приоритетов не значится, как и любовь. И вдруг взрослому вроде бы человеку — ему ведь лет 27-28 по сюжету — взбрело в голову, что в мире своей юности, сблокированном с миром романа о нефритовом голубе, у него может быть другая жизнь, насыщенная, осмысленная, интересная, и ринулся в мир иной дитё великовозрастное. Вот только в том мире он как пятое колесо, все время пытается занять чужое место: то вместо Шурика с Катей поразвлечься, то вместо Андрея к Тане подкатить, то в кульминационный момент чужих судеб внедриться в гущу событий, которые и без него ребята прекрасно разруливают.
По сути в своем якобы прошлом Виктор пытается занять место Андрея. Хочется ему побыть ключевой фигурой хоть какого-нибудь сюжета, а собственного сюжета нет, вот и вклинивается в чужой, вытесняя другого человека на периферию. При этом автор честно пытался придать действиям Виктора некую самостоятельность и осмысленность: вытащил из рукава близняшку Машеньку, чтобы Настеньку у Андрея не отбирать, в каких-то драках Витю задействовал, про параллельные миры рассуждал и разгадку тайны голубя, но в итоге все равно все вырулило на банальное замещение — Виктор в погоне за Петляевым выполняет действия, которые в романе о нефритовом голубе распределены между другими героями, отодвигает их в никуда.
Попытка связать собственный сюжет для Виктора через раскрытие ограбления инкассаторов также не получилась. Эта линия начертана наспех, метод перемещения рыболова не соответствует логике работы странички в других ситуациях. Любовная линия тоже несколько странная.
Когда в финале Виктор решает уйти в мир своей юности насовсем, подразумевается, что это он прежде всего любовь ищет — к Машеньке уходит, вдруг да получится что-то путное со второй попытки. Но при этом страничку он не уничтожает, то есть сохраняется риск ее обнаружения тем же Никитой и возвращения Виктора в собственную реальность. Если это произойдет быстро, все нормально. А если нет? Если с Машенькой действительно что-то складываться начнет и исчезновение Виктора жизнь девушке сломает? Так может быть, и парень в 27-28 лет должен это понимать. Но Виктор этот аспект перемещения начисто игнорирует. К Машеньке он относится так же, как к Никите и Антону — чистое потребление. Я анализирую это не с позиций моральной оценки поведения героя — герой не обязан быть положительным, это понятно. Но при таких исходниках вероятность благополучного развития любовной линии в параллельном мире стремиться к нулю.
Перемещайся — не перемещайся, от себя все равно не уйдешь. Что в этом, что в параллельном мире Виктор останется самим собой, а, значит, и все проблемы у него будут те же самые. Что в этой, что в той реальности ничего, кроме систематических усугублений и рыбалки герою не светит. Уход в иной мир по сути есть еще один удар микроскопом по шляпке гвоздя.
История Виктора Кармазова наглядно показывает, что никакие пограничные возможности обычным людям не нужны, они просто не знают, где и как это можно использовать. Чудо становится благом лишь в том случае, если оказывается в руках сподвижника. В руках обычного человека оно очень быстро перестает быть чудом, превращается в инструмент мелкого воровства кусочков чужих жизней. А из чужих судеб свою не сложишь, своей же у Виктора не получилось.
URRRiy, 14 июля 2017 г.
Чудодейственные возможности главного героя книги, инкассатора — художника Виктора Карамазова, позволяют оживлять изображения. Для него действительно наступил «век движущихся картинок». Что добавляет интереса произведению, возможности творца отнюдь не обеспечивают художнику неуязвимости, каждое сверхъестественное вмешательство даётся ему буквально с кровью. Попытки Виктора изменить ход событий даже в литературном произведении, вызывают жесткое сопротивление окружающей среды. Другой бы унялся, но Виктор Карамазов по сюжету — безнадёжный романтик. Читать книгу о его похождениях интересно — сюжет изобилует острыми моментами, есть сочувствие, есть понимание финального поступка главного героя.
Автор отлично описывает перипетии трудовых будней инкассатора в период конца развитого социализма, как некоторые хитрые преимущества, так и профессиональные риски, в основном, не «противоправных действий третьих лиц», а потерять печень от интенсивных нагрузок, в т.ч. от пресловутой настойки боярышника.
Профессиональная деятельность главного героя использована автором для создания классической детективной сюжетной линии, которая парадоксальным образом сплетается с сюжетом литературного произведения, иллюстрированного Виктором Карамазовым. Идея материализуется, независимо от воли творца, что создаёт ещё одну интригу.
В общем и целом — хороший образец литературы в жанре магического реализма.
olpo70, 5 июля 2016 г.
Роман развивается плавно, я бы даже сказал не спеша. И первая половина это мемуары. Это прекрасное описание работы инкассаторов и их быта. Все описывается как бы из нутри. Мы всё видим глазами главного героя. И мне было очень интересно. Сразу видно что автор знает о чем пишет. И не мудрено он сам проработал в инкассации приличное время. Да в первой половине уже начинается фантастическая завязка, но все таки она больше ностальгическая, прозаическая.В какой-то момент мне показалось что слишком много рюмочек и посиделочек. Но «трезво» подумав и вспомнив себя в том возрасте и в то время. Ребята мы же такими были, а кто-то и сейчас такой. У нас ни одна посиделка не обходилась без выпивки. Мы за всё выставляли магарыч. Просто автор взял и описал это, а это было и есть.
И вторая часть. Даже не знаю как начать. Пусть простят меня знатоки, но я до сих пор не читал ни чего, где главной основой сюжета были способности главного героя оживлять нарисованные картинки. Нет идея не нова. На вскидку: художник из сказки про Джельсомино, Джанни Родари или «Правила волшебника» Гудкайнда. Но построить весь роман на этом, в первый раз. И самое главное это то, что главный герой пытается сделать с внезапно открывшимся даром. А он пытается изменить не прошлое, а историю в неизданной книге! А самое интересное для читателя, эта книга существует. И к стати, по моему, с начала необходимо прочитать её. «Тайна нефритового голубя», рекомендую, да и без неё не воспринять этот роман. Но я ушел в сторону. Вот в этой попытке изменить придуманный мир и начинается самое интересное. Долго не понятно что движет главным героем. Желание помочь, похоть, воспоминания или праздный интерес. Скорее всего всё вместе, плюс врожденное любопытство. И здесь я хочу похвалить автора. Он эти попытки описал очень реалистично. И всё получилось так замечательно потому, что он писал с себя. Он воплотил в главном герое все о чем мечтал сам, всё чего хотел добиться сам. И по этому вторая част романа так бьёт по нервам и мозгам(пафосно,но правда).
Очень сильная книга. Снизил один балл только по тому, что без «Нефритового голубя» её трудно понять. Это не самостоятельный роман. Но всем советую, время зря не потратите.
Dobkachleo, 30 мая 2015 г.
«Романы Александра Ивановича»
Рецензия на «Рисунки Виктора Кармазова» Евгения Константинова
Несмотря на то, что «Рисунки…» вышли раньше трилогии о Застолье, входящей в тот же цикл «Пограничные возможности», для меня этот роман стал приквелом к той длинной истории. Поначалу я наивно полагал, что действие происходит в то же время, что и действие трилогии, но вскоре я начал замечать признаки, относящие время событий к двадцатому веку, советской эпохе. А потом и прямым текстом говорится — середина восьмидесятых!
Главный герой, как не трудно догадаться, инкассатор с творческими наклонностями. Рисовать любит. Сюжет начинается (и вскоре благополучно увязает в мешанине лишних событий) с того, что сосед протагониста, Александр Иванович, передаёт тому свою рукопись и блокнот. Прочитать и проиллюстрировать, соответственно. Чем бы и заняться Виктору, да внезапно открывает он в блокноте силу чудодейственную! В этом отношении дар приобретён не только случайно, но и весьма… здесь бы подошло слово «оригинально», правда, как раз такой способ меня и разочаровал. Сергей Костиков в этом отношении и серьёзнее, и круче: его дар распространяется на любой пластилин.
Я недаром сказал, что Костиков в отношении дара серьёзнее. Виктор, по сути, бездарно (случайная, но прекрасная тавтология) прожигает свои возможности. Судите сами: страдает фигнёй, сжигает блокнот, страдает фигнёй, лишается одной из двух оставшихся страниц, страдает фигнёй, страдает и фигнёй и ещё я забыл сказать, что он страдает фигнёй. А, ну и по башке часто получает.
На самом деле в Викторе Кармазове нет ничего выдающегося. В том числе в его даре. Который, собственно, не совсем его. Лучше поговорим о других персонажах. И начну, пожалуй, с Александра Ивановича. Поначалу это крайне эпизодический персонаж, но где-то во второй половине начинает мелькать всё чаще. И уж никак нельзя забыть, что все описываемые события неотрывно связаны с творчеством сего… кассира. Как и в случае с Игорем Акимовым, у меня сложилось ощущение, что писал Евгений непризнанного писателя с себя. Хотя у автора «Рисунков…» произведения есть не только сетевые, думаю, он с пониманием выписывал Александра Ивановича. Да и стиль повествования у них, закономерно, схожий. Смакование всякой снеди — это, конечно, восхищает самого автора, при внимательном прочтении наверняка заставит читателя изойти слюной, но слишком часто акцентировать внимание на этих, в общем-то, бессюжетных мелочах не стоит. Тем более что я не могу назвать этот роман пластилиновым. Детали в нём используются чересчур редко. И самое главное упущение — может, блокнот и волшебный, но нигде прямо не указывалось, что всё с него стирается так, что лист становится идеально чистым. А складывается именно такое чувство. Быть такого не может, чтобы лист после стёрки возвращал свою девственную чистоту. Даже если не пишешь картины, а какие-то выкладки делаешь, а потом избавляешься от них, мало того, что лист портится, так ещё и ластик пачкается, и его желательно протереть об какую-то поверхность (и запачкать её тоже, ага).
При всей схожести стилей Евгения и Александра Ивановича, «Рисунки Виктора Кармазова» безусловно можно назвать романом в романе, и это, наверное, главное его достоинство. В «Рисунках…» осуществляется мечта многих странных, по мне, читателей, желающих попасть в вымышленный мир. Это хорошо, что Виктор не в «Криминальную рыбалку» (первую нетленку в тексте) полез, и уж тем более не в Вестерос из «Песни Льда и Огня» Джорджа Р.Р. Мартина. Умер бы скорее, чем слепой Антон стёр бы нарисованное.
Да, кстати. Антон и Никита. Лучшие друзья Виктора. В меру рассудительные персонажи, но, по-моему, им стоило уделить больше внимания. С их точки зрения немного повести текст. Да, и вот все друзья-инкассаторы, как и коллеги, да и не только друзья, между прочим, — бухают по-прежнему все! И здесь уже не махнёшь рукой — у инкассаторов работа опасная, им так едва ли не положено. Ну да. Верочке, значит, тоже положено? И Антону? И Александру Ивановичу? Да, я понимаю, что в советские времена не было столько здоровых развлечений (да хотя бы сидение в Интернете — может, и не очень полезное, но здоровье гробится значительно меньше, чем при регулярном принятии на грудь), но, по сути, Евгений изобразил какую-то деградирующую расу, которая живёт от бутылки с градусом до другой бутылки. И это я ещё молчу о то ли лесбиянках, то ли бисексуалках в романе «Тайна нефритового голубя» (вторая нетленка в тексте), склонности девушек к доминированию в сексе и прочих вещах, о которых сейчас писать не стыдно, но всё-таки советская эпоха тем и привлекательна нынешнему, моему, поколению, незнакомому с социализмом и СССР, что её показывают высоконравственной, такой, на какую хочется равняться. Ну а «Рисунки…» в наглую растаптывают этот светлый образ.
Несмотря на привычный для произведений Евгения уют, логичность взятых на отдельно взятом промежутке действий, любопытные идеи и даже попытку создать в финале клиффхангер, роман всё-таки кажется мне не особо сильным. Дополнительные гвозди в гроб — подавляющая бессюжетность повествования, плохо выраженный посыл (можно лишь предположить, что всё прочитанное ярко показывает, что суперспособности некоторым людям не по плечу и не к чему; другой вариант — просто автор не смог или не собирался наполнять обновленную жизнь героя полезными событиями; хотя несколько таких есть, однако они в основном выглядят следствием очередных глупых решений Кармазова) и спорный герой. Последнее — в смысле, даже не «серый». Неправильный. Слишком живой — во! Всё-таки герой не должен полностью повторять свойства обычного человека (я сейчас не про дар), а этот повторяет. И фамилия его какая-то неказистая. Когда впервые увидел заглавие, прочитал как «Рисунки Виктора Карамазова», а когда вчитался, всё ждал, что кто-то посмеётся над его фамилией. Всем пофиг. Странно.
Короче говоря, недостатки романа перевешивают его достоинства. Увы. Будем считать, что это просто первый блин «Пограничных возможностей» оказался комом.
Podebrad, 7 июня 2014 г.
Книгу эту читал с удовольствием, неожиданно для себя. Обычный молодой человек восьмидесятых годов получает возможность при определённых условиях оживлять свои рисунки. Дальше они живут своей жизнью, то ли создавая новую реальность, то ли меняя отчасти наш мир. Механизм этого неясен и неважен. По сути, это не фантастика, а сказка для взрослых. Привлекает прежде всего сочетание сказочного сюжета и предельного реализма в изображении людей и ситуаций. За это семёрка.
Дальше в этой истории можно увидеть разное. Можно увидеть не совсем тривиальную историю о параллельной реальности. Можно увидеть детектив — детективная линия присутствует, правда, не слишком интересная. Можно увидеть слегка ироничные зарисовки из недавнего прошлого. Можно увидеть мечту о простом счастье, которое заслужил каждый человек. Мне интереснее всего показался вопрос об ответственности чудотворца за чудеса.
Итак, в центре повествования обычный человек лет 25. В меру симпатичный, в меру честный, в меру инфантильный, неглупый, доброжелательный. Ходит на работу, ездит с друзьями на рыбалку, рассуждает с ними о жизни под пиво или водку, неудачно влюбляется. Всё, как у людей. И вот он начинает творить чудеса с непредсказуемыми последствиями. Что он пожелает? Пиво, девушки, помочь друзьям, набить морду недругам. Можно чужими руками. Всё-таки лучше, чем создавать для своего удовольствия целые миры и потом их бросать. И даже при таком подходе — кто-то умирает, кто-то попадает в больницу, у кого-то испорчена жизнь. И ещё раз убеждаешься — для чудес нужны люди с запредельным чувством ответственности. А таких просто не бывает.
sav94, 22 марта 2015 г.
Даже и не знаю, что сказать. Вместо того чтобы вершить великие дела Виктор разобравшись в эффекте волшебного блокнота первым делом попытался задушить своего коллегу, другому аварию устроил, а еще соблазнил девчонку увиденную в электричку. Дальше-хуже, нашему герою каким-то боком захотелось побывать в романе «Тайна нефритового голубя». В общем все действия героя создают впечатление не взрослого человека , а 17 летнего пацана, что подтверждается концовкой. И тут как бы надо задаться вопросом : Хотел ли нам автор показать, что будет ,если «пограничная возможность» попадет в руки человека без ответственности и чувства долга или у него просто такой образ героя получился?
Концовка сама по себе эффектная ,короткая , но красиво написанная, по Шекспировски трагичная, с первого взгляда или это не концовка? Ведь остался Никита ,который посвящен в тайну волшебной странички ,возможно он вернет Виктора.