fantlab ru

Владимир Орловский «Машина ужаса»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Оценок:
17
Моя оценка:
-

подробнее

Машина ужаса

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

Учёный и миллионер с задатками маньяка Джозеф Эликотт занимается исследованиями в области электромагнитных излучений. На острове близ побережья США им созданы мощные устройства, способные на расстоянии взрывать боеприпасы, а также воздействовать на психику и даже вызывать паралич сердца живых организмов. Двое советских инженеров, один из которых племянник изобретателя Морева, исследующего эту же область физики, оказались по работе в Америке. Эликотт, применяя свои машины, пытается стать диктатором, а против него выступают русские совместно с властями США...

С этим произведением связаны термины:

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Машина ужаса
1925 г.
Машина ужаса
1927 г.
Машина ужаса
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Машина ужаса
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведения Владимира Орловского вызывают у меня смешанные, но исключительно положительные чувства. Они одновременно и похожи на западную фантастику, и, несомненно, советские. Как будто жанр свернул на какой-то третий путь. Будто, старая русская традиция фантастики получила шанс на развитие. Но суть в том, что как раз в Российской Империи такое произведение создать было бы невозможно.

«Машина ужаса» замечательный представитель советской научной фантастики. И интересны в повести именно противоречия. Орловский, создавая свою теорию волн, опирается не на фантастическое допущение или заблуждения современной ему науки, а на психологические и оптические иллюзии, любимые спиритами и сторонниками телепатии. Но желание доказать материальную основу подобных фокусов настолько велико и искренне, что автор от сомнительных примеров переходит к теории распространения радио волн. Несмотря на обилие сомнительных рассуждений в начале, Орловский, все-таки, не остается в рамках размышлений о всепроникающем эфире. Подкрепляет свои идеи рассказом о электрическом заряде атома, понимая что теория проседает — и говорит, что «мозговые» и «взрывающие» волны — это явления разного рода (Орловский не указывает, но например: электромагнитные и звуковые).

Научная составляющая выглядит хорошо. Но не только это в повести будет интересно современному читателю. Орловский дает взгляд, так сказать, с другой стороны. Обычно в советской фантастике действие в руках рабочих масс и с представителями интеллигенции ведется вполне справедливая война. Герои же «Машины ужаса» — рабочая интеллигенция, причем еще и со старорежимными замашками. Понятия Орловского старомодны и иногда кажутся отсталыми, но, по той же причине, дают стилистическое преимущество истории. Для автора нет никаких проблем изобразить Сергея Павловича циничным ученым, — без какой-либо моральной оценки, — просто по своему характеру. Изобразить любовь профессионала к своей работе, заинтересованность в результате и переживания о том, что все может пойти не так. Или поставить миллионера и простого рабочего в равные условия, — не в классовой ненависти, — а по законам чести. Конечно, непривычно наблюдать в советской литературе такие старые представления об устройстве общества. Но, с другой стороны, это свидетельство того, что советское общество вполне могло решить свои внутренние противоречия. Главное возможность вложить свой труд в нужное дело и видеть результаты своего труда. Личное же мнение может иметь значение, только когда оно укладывается в общественную необходимость.

Это еще одно противоречие, стоящее не на последнем месте для Орловского. Мирный быт позволяет говорить все, что угодно и никто не осудит, и даже обсудят. Но в критической ситуации приходится выбирать сторону. Здесь уже ничего от человека не зависит, кроме выбора продолжительности собственной жизни. Как бы сложно осознать это не было. Еще одна красная линия в творчестве автора — не забыть ужас Мировой Войны. Здесь и нужна социальная теория — не идеология. Интеллигент живет собственным комфортом, не задумываясь, откуда он берется. И любые потрясения ему непонятны. Но именно отрешенность от управления событиями делает рассуждения Сергея Павловича о социализме близкими каждому — без «мирового» пафоса. Человек должен учиться на своих ошибках. Пускай герои — интеллигенция, но отнюдь не бесхребетная. Страх и непонимание, смирение перед неизмеримо большими процессами — это всего лишь личные эмоции. Главное донести до читателя всю сложность правильного выбора.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Немного о старомодности, клишированности и том, как можно посмотреть на них интересно. В конце повести, как и во всех историях-предупреждениях, стоит риторический вопрос:«Сможем ли мы когда-нибудь осознать..?» Но в «Машине ужаса» этот вопрос касается смерти Юрия. Это не попытка вызвать животный страх перед неизвестностью. Это констатация факта и обращение лично к каждому. Все началось с попытки измерить человеческое сострадание, но закончилось постройкой счетчика боли. Единственным прибором, способным измерить сострадание остается человек.

Интересная книга, в которой можно найти полезные мысли.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как мне кажется, это одно из первых произведений на тему психотронного оружия, которым военные бредят по сей день. В целом произведение носит затянутый характер и содержит довольно приличное количество абсолютно ненужной информации. В остальном довольно интересный боевик: зловредный учёный создал прибор повелевающий людьми и взрывающий все взрывчатые вещества, но доблестные представители СССР сумели его одолеть, а рабоче-фермерские отряды в США совершили октябрьскую революцию... Как всё легко и просто. Одним словом для историков фантастики.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх