Владимир Орловский «Машина ужаса»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Спасение мира | Революция
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Учёный и миллионер с задатками маньяка Джозеф Эликотт занимается исследованиями в области электромагнитных излучений. На острове близ побережья США им созданы мощные устройства, способные на расстоянии взрывать боеприпасы, а также воздействовать на психику и даже вызывать паралич сердца живых организмов. Двое советских инженеров, один из которых племянник изобретателя Морева, исследующего эту же область физики, оказались по работе в Америке. Эликотт, применяя свои машины, пытается стать диктатором, а против него выступают русские совместно с властями США...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Козлов, 10 мая 2021 г.
Произведения Владимира Орловского вызывают у меня смешанные, но исключительно положительные чувства. Они одновременно и похожи на западную фантастику, и, несомненно, советские. Как будто жанр свернул на какой-то третий путь. Будто, старая русская традиция фантастики получила шанс на развитие. Но суть в том, что как раз в Российской Империи такое произведение создать было бы невозможно.
«Машина ужаса» замечательный представитель советской научной фантастики. И интересны в повести именно противоречия. Орловский, создавая свою теорию волн, опирается не на фантастическое допущение или заблуждения современной ему науки, а на психологические и оптические иллюзии, любимые спиритами и сторонниками телепатии. Но желание доказать материальную основу подобных фокусов настолько велико и искренне, что автор от сомнительных примеров переходит к теории распространения радио волн. Несмотря на обилие сомнительных рассуждений в начале, Орловский, все-таки, не остается в рамках размышлений о всепроникающем эфире. Подкрепляет свои идеи рассказом о электрическом заряде атома, понимая что теория проседает — и говорит, что «мозговые» и «взрывающие» волны — это явления разного рода (Орловский не указывает, но например: электромагнитные и звуковые).
Научная составляющая выглядит хорошо. Но не только это в повести будет интересно современному читателю. Орловский дает взгляд, так сказать, с другой стороны. Обычно в советской фантастике действие в руках рабочих масс и с представителями интеллигенции ведется вполне справедливая война. Герои же «Машины ужаса» — рабочая интеллигенция, причем еще и со старорежимными замашками. Понятия Орловского старомодны и иногда кажутся отсталыми, но, по той же причине, дают стилистическое преимущество истории. Для автора нет никаких проблем изобразить Сергея Павловича циничным ученым, — без какой-либо моральной оценки, — просто по своему характеру. Изобразить любовь профессионала к своей работе, заинтересованность в результате и переживания о том, что все может пойти не так. Или поставить миллионера и простого рабочего в равные условия, — не в классовой ненависти, — а по законам чести. Конечно, непривычно наблюдать в советской литературе такие старые представления об устройстве общества. Но, с другой стороны, это свидетельство того, что советское общество вполне могло решить свои внутренние противоречия. Главное возможность вложить свой труд в нужное дело и видеть результаты своего труда. Личное же мнение может иметь значение, только когда оно укладывается в общественную необходимость.
Это еще одно противоречие, стоящее не на последнем месте для Орловского. Мирный быт позволяет говорить все, что угодно и никто не осудит, и даже обсудят. Но в критической ситуации приходится выбирать сторону. Здесь уже ничего от человека не зависит, кроме выбора продолжительности собственной жизни. Как бы сложно осознать это не было. Еще одна красная линия в творчестве автора — не забыть ужас Мировой Войны. Здесь и нужна социальная теория — не идеология. Интеллигент живет собственным комфортом, не задумываясь, откуда он берется. И любые потрясения ему непонятны. Но именно отрешенность от управления событиями делает рассуждения Сергея Павловича о социализме близкими каждому — без «мирового» пафоса. Человек должен учиться на своих ошибках. Пускай герои — интеллигенция, но отнюдь не бесхребетная. Страх и непонимание, смирение перед неизмеримо большими процессами — это всего лишь личные эмоции. Главное донести до читателя всю сложность правильного выбора.
Интересная книга, в которой можно найти полезные мысли.
god54, 23 июня 2019 г.
Как мне кажется, это одно из первых произведений на тему психотронного оружия, которым военные бредят по сей день. В целом произведение носит затянутый характер и содержит довольно приличное количество абсолютно ненужной информации. В остальном довольно интересный боевик: зловредный учёный создал прибор повелевающий людьми и взрывающий все взрывчатые вещества, но доблестные представители СССР сумели его одолеть, а рабоче-фермерские отряды в США совершили октябрьскую революцию... Как всё легко и просто. Одним словом для историков фантастики.