Кеннет Оппель «Darkwing»
Время действия книги — геологическая эпоха, которую учёные называют палеоценом.
...Много веков миром правили ужасные ящеры. А звери были вынуждены жить под их властью, убегать или прятаться. Но потом мир изменился: говорят, на землю упал кусок неба. Стало холодно и голодно, ящеры слабели, болели и умирали. Но не все. И тогда звери увидели, что могут победить их. Они заключили Договор, забыв вражду друг с другом, и стали уничтожать яйца ящеров, приближая конец их господства.
Тайная битва длилась много веков, но нашлись и те, кто понял, что это было неправильно. Несколько семей зверей, называющих себя рукокрылами, вышли из Договора, чтобы прекратить уничтожение беззащитных детёнышей и вести мирную жизнь в уединении.
Главный герой книги — рукокрыл по имени Сумрак (Dusk), сын Икарона (Icaron), предводителя клана рукокрылов, живших на острове. Он родился странным: его перепонки («паруса») были лишены шерсти, а уши были крупнее, чем у сородичей. Уже в первый урок планирующего прыжка он захотел махать своими парусами, за что получил отповедь от своего отца. Кроме того, Сумрак открыл в себе способность видеть мир в темноте при помощи эха, и всё-таки научился летать. Родители просили, чтобы он скрывал эти способности от сородичей, ведь из-за своих отличий от остальных рукокрылов он и так воспринимается всеми как странный уродец. Тем не менее, сородичи всё равно узнали о том, что он может летать, и стена непонимания стала ещё выше.
Мир Сумрака перевернулся, когда на остров, где жила колония Икарона, прилетел огромный умирающий птерозавр. Именно тогда Икарону пришлось рассказать молодому поколению рукокрылов и о Договоре, и о большом мире.
В это время на материке представитель примитивных хищников по имени Хищнозуб (Carnassial) расправляется, как он считает, с последним гнездом ящеров, и возвращается в родной лес, чтобы доложить об этом вождю Патриофелису (Patriofelis). И при этом он осознаёт, что больше не хочет питаться корешками, падалью и насекомыми, полюбив яйца и нежное мясо детёнышей ящеров. Он предлагает Патриофелису начать охотиться на других зверей, но за это его изгоняют из клана. Тем не менее, он находит единомышленников и начинает вести собственную жизнь хищника.
После нападения Хищнозуба клан рукокрылов, потеряв часть сородичей, переселяется на материк, где начинает трудную битву за выживание. Мир после ящеров оказывается перенаселённым местом, и прежние узы братства охотников на ящеров уже забываются в свете новых реалий жизни. Появляются и новые опасности, среди которых клан Хищнозуба оказывается далеко не самой страшной. Клану рукокрылов приходится столкнуться и с непониманием их идей, и с враждебностью, и с откровенными подлостями, которые чинили другие звери ради собственного выживания. Обретение нового дома становится трудным делом, и немалую помощь им оказывает рукокрыл Сумрак со своими способностями летать и видеть в темноте при помощи эхозрения.
В Сети доступен перевод книги под заглавием «Тёмное крыло» Павла Волкова.
Входит в:
Номинации на премии:
номинант |
Премия «Солнечная вспышка» / Sunburst Award, 2008 // Для подростков |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
PavelVolkov, 12 февраля 2016 г.
Теперь эта книга доступна всем желающим и на русском языке:
http://sivatherium.narod.ru/library/oppel/part_01.htm
Что хочется сказать? Понравилась, спору нет. Люблю я тех, кто, пусть и пушист, не вызывает сюси-пусечных вздохов умиления: увы, летучие мыши не относятся к числу всеобщих любимцев. А уж доисторические — и подавно. Впрочем, сам автор говорит, что вид, к которому принадлежат его герои — гипотетический, показывающий возможную раннюю стадию приспособления рукокрылых к передвижению в воздухе. Но тем они и интересны.
Если сравнивать эту книгу с основной трилогией, то общих героев у них нет. Впрочем, это вполне естественно, учитывая огромный промежуток времени, разделяющий героев этих книг. В основной трилогии много раз упоминаются божества летучих мышей — Камазотц и Ноктюрна. Здесь их нет. Самое волшебное, что есть в «Тёмном крыле» — сны и галлюцинации от поедания особых грибов, открывающие картины будущих событий. И здесь рукокрылы не строят искусных эхохранилищ и не обладают навыками изготовления лекарственных снадобий (это, впрочем, умеют другие герои книги). Они просто живут в первобытном мире, окружённые другими существами и строящие свои отношения с ними. Возможно, подкупает и эта некая простота мира, изображённого автором.
По сравнению с основной трилогией, не раскрыт один сюжет, который в «Серебряном крыле» упоминается как происходивший миллионы лет назад — та самая война зверей и птиц, в результате которой летучим мышам было запрещено видеть солнце. В «Тёмном крыле» звери ведут войну с последними динозаврами и другими мезозойскими рептилиями (в книге объединёнными под именем «ящеры» (англ. «saurians»). Птицы здесь выступают не как антагонисты, а как третья сторона, которая находится в состоянии хрупкого мира со зверями. Они не терпят зверей из-за того, что считают их «яйцеедами», но не ведут против них крупномасштабной войны.
Оценку книге сознательно не ставлю.