Дмитрий Глуховский «Конец дороги»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Умирающая Земля | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Мир после ядерной катастрофы. Но всегда останется очень небольшой процент людей, которые смогут выжить в силу тех или иных причин. Люди будут жить, создавая новые сообщества, борясь с новыми врагами, но и в этом мире будут возникать старые-старые проблемы взаимоотношений отцов и детей. И мальчишки так же будут сбегать из дома навстречу трудностям и неизвестности...
Входит в:
— цикл «МЕТРО» > Апокрифы
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 41
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2951 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 98 знаков, что гораздо выше среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 32%, что близко к среднему (37%)
- /языки:
- немецкий (1), испанский (2), польский (1), венгерский (1), китайский (1)
- /тип:
- книги (6)
- /перевод:
- Д. Древс (1), М. Надь (1), П. Подмётко (1), Л. Чуньюй (1), А. де Сан Эустакио (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 5 января 2025 г.
«Трасса в будущее»
Мини-рецензия на «Конец Дороги» Дмитрия Глуховского*
Впервые я взялся за этот рассказ году то ли в 2011, то ли в 2012. Однако читал урывками. Меня тогда больше интересовали особенности сеттинга, а не художественные достоинства текста. Впоследствии «Конец Дороги» нашёл отражение в нескольких романах «Вселенной Метро 2033», но на бумаге издан был только за рубежом.
Со времени написания рассказа минуло почти двадцать лет — примерно столько же, сколько в нём самом с Последней войны. Задолго не только до того, как автора объявили иностранным агентом (*), но и до появления самого закона у нас. Однако несмотря на вполне развлекательный характер жанра, «Конец Дороги» представляет собой сиюминутный метакомментарий к событиям середины нулевых годов. За уютными описаниями деревенского быта, увлекательными байками о других городах да странах и беспокойными стычками с мутантами кроется недовольство недостроенной Дорогой.
Под Дорогой имеется в виду автодорога «Амур» от Читы до Благовещенска, которая в начале века ещё не была доделана, хотя и формально открыта; не везде лежал асфальт, то есть посреди качественной трассы зиял длиннющий разрыв. Скорее всего, автор ещё не определился тогда с датой Третьей мировой и уж тем более никак не мог предсказать, что всего через четыре года после написания сего произведения «Амур» будет достроен.
Как часть вселенной «Метро», данный рассказ смотрится прекрасно. Будучи камерным по своей сути, он затрагивает столько всего, что потом авторы-последователи и разработчики игр будут лет пятнадцать встраивать в собственные произведения. Но финал, к которому читатель приходит, устарел те же 15 лет назад и это немного смазывает общее впечатление.
Reynar9, 6 августа 2021 г.
В печатном виде не зашло, но в аудиоверсии очень даже не плохо. Как самостоятельную единицу, думаю, не стоит воспринимать всерьёз, но как штрих к миру Метро — вполне добротная вещь. Концовка немного смазана — ушла в пропаганду. При желании тему можно развить в полноценный роман или даже цикл — но с такой концовкой задача усложняется.
cba357, 4 июля 2017 г.
Возможно, это уже было.
По крайней мере 5 тысяч лет назад.
Тайны Мохенджо-Дара (Индия).
Неплохая реконструкция последствий будущей войны. В стиле русской традиции (литературной), показывать масштабные вселенские события через мировосприятие «маленького» человека.
мотылек, 19 сентября 2011 г.
Хороший рассказ. Читал его отдельно от цикла, и должен заметить, что смотрится он очень даже органично. Главный герой прорисован довольно неплохо, так что не возникает несоответствия между юным возрастом персонажа и естественностью его поведения. Динамичность сюжета — средняя, но зевать от скуки не заставляет. Концовка довольно неожиданная и в чем то даже разочаровывает, однако с другой стороны, создает замечательное ощущение недосказанности, словно предлагая читателю ощутить, что там, за кадром, существует еще целый мир, со своими многочисленными тайнами и перипетиями.
Но главным достоинством этого рассказа-зарисовки является атмосфера. Автору удалось передать весь тот захватывающий букет эмоций который ощущают все первопроходцы, вступая на тропу неизведанного и непознанного. Причем абсолютно неважно является ли эта тропа заброшенным в недрах джунглей городом Киплинга, холодным, сумрачным и безжизненным Мордором Толкиена, таинственной и опасной зоной Стругацких или же всего лишь старой асфальтной дорой, с которой до сих пор еще никто ни разу не возвращался...
Scazochnic, 11 марта 2010 г.
Не понял — зачем вообще было ЭТО писать.
Как все начиналось-то хорошо. Мальчик, деревня, побег...
Завязка вполне себе хорошая. Язык — ужасный. Такое ощущение, что рассказ не вычитывался. Хм... а может и правда не вычитывался?
Но что самое главно — зачем было начинать, если не закончить? Это же даже не открытая концовка. Это просто набросок, заготовка, записка, мысли... что угодно, только не целостное законченное произведение.
NeomasteR, 19 мая 2010 г.
Так себе, в принципе. Почитать, когда больше читать нечего или хочется почитать чего-нибудь небольшого и небезынтересного и забыть. 6 баллов.
Shai-Hulud, 27 сентября 2010 г.
это конечно просто совпадение — мальчик, старик, дорога, каннибалы.
Кормак Маккарти тут не причем.
Yazewa, 7 апреля 2010 г.
Согласна с тем, что на самостоятельный рассказ такая история не тянет. Зарисовка — да. Но это отнюдь не минус, так как зарисовки я люблю, — если, конечно, хорошо зарисованы! Эта — вполне себе средняя. По сравнению с «Метро», пожалуй, получше сделаны диалоги, не такие искусственно-неживые. Многие элементы антуража хорошо написаны. Но вот эта киношная манера спасать героя в последнюю секунду — раздражает. И этот многорукий бог Далайна, то бишь болота, как-то уж очень нелепо появился...
vad, 30 марта 2009 г.
Хороший штришок к миру МЕТРО. Вроде ничего нового не рассказывает, а атмосферу мира наполняет новыми вкусностями.
Странно правда что Дорогу начали строить не из центра страны...
Некромантесса, 5 августа 2009 г.
Занимательный осколок мира Метро.Очень запомнилось рассуждение о том,насколько хрупки знания нашего мира,о том,что человеку,чтобы впасть в варварство хватает 3х поколений,а знания — то богатство,которое мы сейчас не храним...
cristo, 12 ноября 2008 г.
читал уже после метро и после фанфика на тему метро...как мы подключали реактор и тд...получил ответы на некоторые вопросы...интересной показалась концовка-прям как всегда...мост недостроили и смешно и плакать хочется
tankist, 9 сентября 2007 г.
Растянуто, ничего нового, еле дочитал. Идеальный сценарий для компьютерной игры но не более. Фантастикой это назвать нельзя! И хватит зарабатывать деньги издавая книги по кускам.
mir_tesen, 26 февраля 2009 г.
как и все читала после метро, а жаль, иначе рассматривала бы не как дополнение, а как самостоятельное произведение.. но очень понравилось.. получается изучаешь ситуацию с разных сторон.. если кто то живет наверху значит надежда на возобновление нормальной жизни все же есть )))
Kassi, 14 апреля 2008 г.
думаю стоит читать только перед романом «метро 2033». т.е. только тогда можно будет оценить всю задумку автора, ну или додумать : )))
getoutaway, 11 декабря 2007 г.
Интересно почитать что происходило с разными людьми в мире МЕТРО, в момент конца света...