Сигизмунд Кржижановский «Тот Третий»
В большую гавань Александрии, на корабле из Рима, приплывает Третий — «тощий юноша, с цыплячьими лопатками, закутанный в дырявую тогу с красной каемкой у края...», он — поэт, которого преследует и гложет мысль: «...а вдруг я имени векам не передам?»
И, вечером того же дня, Клеопатра, царица Египта, во время пир во дворце устраивает свой аукцион: «...Блаженство можно вам купить. Свою любовь я... продаю. ...Ценою жизни ночь моя».
Три лота, превращенных в смертный жребий, «покупают»: воин Флавий, его друг философ Критон и поэт, тот, Третий....
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
jamuxa, 11 марта 2011 г.
Если чуть далее «прогуляться» по тому V, то обязательно наткнетесь на тематическую заявку Кржижановского «История ненаписанной литературы», где Сигизмунд Доминикович «застолбил» поразительную мысль: «Вся наша литература — генеологическое древо пушкинских сюжетов, многообразно ветвящихся и дающих сложные сочетания». И предлагает привести перспективу примеров.
«Тронуто — пойдено!» (это уже «Из архива Пруткова-внука») — привожу пример: Кржижановский, пьеса «Тот Третий». Канва — Александр Сергеевич, незаконченные «Египетские ночи», «наполнение и дополнение«6 Шекспир «Антоний и Клеопатра» и Бернард Шоу «Цезарь и Клеопатра». Кстати, в театральном» IV томе Шекспиру отведено 230 стр., Пушкину — 82 стр. и Шоу — 95 стр. Текст пьесы «вырос» из текста фрагментов пяти пробных глав, так и ненаписанного романа «Тот Третий».
Текст пьесы восхитителен: тут и юмор, и ирония, и смысл приправленные неподражаемой афористичностью автора. Надо читать!
А, по большому счету, пьеса, — ни больше, ни меньше, — об истории возникновения политического сыска.... Так что о сцене и котурнах — забыть....
Публикуется впервые.
Под занавес, Октавиан будущий император Август, бросает в вечность (предваряя и пародирую Блеза Паскаля:)): «Да, Клеопатра, будь твой нос на полпальца длиннее, лицо земли имело бы совсем другой вид.»
Оглянувшись и осмотревшись, скажем: «...не спорим...»
А что до Клеопатры, рекомендую Майкла Паркеса, основоположника магического реализма в живописи, — «Смерть Клеопатры«! Её бы иллюстрацией на обложку отдельного издания пьесы!