Сигизмунд Кржижановский «Путешествие клетки»
Сентябрь 1913 года, станция Вержболово, граница с Восточной Пруссией, таможенный досмотр. И, вдруг, раздается революционная «Марсельеза».
Жандармы, — осведомленные о таинственном «призраке коммунизма», который бродит по Европам, — делают стойку и находят виновника беспорядков: в круглой клетки попугай. Владельца не нашли.
И клетка с попугаем пускается во все тяжкие по российским временам и весям: и первой мировой, и революции, и гражданской, и ....
Входит в:
— журнал «Октябрь 2007'9», 2007 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
jamuxa, 13 марта 2011 г.
Сентябрь тринадцатого года, — да, того самого 1913 года, верхняя планка «процветания и достижений» имперской России, к которой так любили примеривать достижения народного хозяйства советские статистики и партийные функционеры-пропагандисты, канун Первой Мировой. Это и есть отправная точка и в пространстве, и во времени для главного героя: попугая в клетке.
Итак, «уйдем в повтор» (самоцитата — не плагиат :)): станция Вержболово, граница с Восточной Пруссией, таможенный досмотр. И, вдруг, раздается революционная «Марсельеза» (как там Руже де Лиль (помню-помню марку с его портретом в своём детском кляссере:)) начинает песню: алленз анфан — идёмте, дети?. Уж не приглашение это и для читателя:)).
Жандармы, — осведомленные о таинственном «призраке коммунизма», который бродит по Европам, — делают стойку и находят виновника беспорядков: в круглой клетки попугай. Владельца не нашли (очередной «глухарь»:)).
И клетка с попугаем пускается во все тяжкие по российским временам и весям: и первой мировой, и революции, и гражданской, и ....
Калейдоскоп событий, мест и персонажей.
Очень гоголевский текст, — как будто возвращение «Мертвых душ»? — такие русские типажи и типажи отношений между типажами. А, клетка с попугаем, пройдёт ли «сквозь Россию»?
Да и что говорить — герой Кржижановского не автором, а судьбой и временем (а кто ж ещё ему надиктовал, нашептал?), вбрасывается в чреду рискованных авантюрных путешествий, полных немыслимых (но только не в эти смутные времена) приключений.
Неоконченная (оборванная на полуслове? — «как птица в лёт»? или обрыв-концовка, отправляющая героя всё дальше и дальше.... Как Гоголь — в пламя?) новелла, уверенно попадающая в список лучших текстов Кржижановского.
prouste, 16 апреля 2012 г.
Удивительный, совершенный,хотя и не завершенный расска Кржижановского, лучший в томе. Используя известный прием — странствия животного( вспомним хотя бы и «Каштанку») автор не только показывает общественный срез, но и срез исторический: война, революция, опять война. Стилистический опять-таки шедевр. Рассказы Кржижановского, не вошедшие в сборники, посвященные современности, менее «метафизичные» впечатляют.