Наталья Лескова «Марсианин»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Киберпанк )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Подросток Джокер учится в школе. Он любит прогуливать уроки и исследовать подземные сооружения, заброшенные после Третьей мировой войны. Как и все, он имеет дополнительный кибер-мозг для общения и подключения к Каналу. Джокер считает, что хорошо знает мир, в котором живет. Но все меняется, когда к ним в класс приходит новенький и утверждает, что является марсианином. Хотя всем известно, что на Марсе жизни нет. Пытаясь в этом разобраться, Джокер оказывается втянутым в водоворот событий, в результате чего узнает много нового о себе и о своем мире.
Входит в:
— антологию «Бозон Хиггса», 2010 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Дормиенс, 1 декабря 2013 г.
Любопытный текст с несколькими смысловыми слоями. Главное, в чем эта вещь перекликается с предыдущей историей сборника – это тема сосуществования правд. Их всегда больше, чем одна, и окончательный выбор всегда субъективен.
Иного не дано.
Мир «Марсианина» имеет видовые признаки киберпанка (тотальная подключенность, имплантаты, деление граждан, мотив некоего загадочного «знания»), но по строению является классическим сюжетом взросления. В силу упрощения будущего человека герой проходит невыученные уроки дружбы, понимания, сопереживания, ответственности, веры. Проходит по вполне понятным причинам, которые, впрочем, лично меня оставили равнодушным. Возможно, тому виной странная игривость изложения, совершенно несерьезные прозвища героев – не знаю, критиковать авторские решения не возьмусь. Пожалуй, отмечу только, что практически не дан масштаб событий (разве что на уровне констатаций, и то – к концу), а в сочетании с приключениями и прятками это дает совершенно непонятный эффект наивности происходящего. Во всяком случае, меня такое впечатление не покидало. Зато нарочитая «детскость» неожиданно стреляет в конце. Вот там вся эта наивность в полной мере играет как часть контраста.
Концепция общества в повести любопытная, и вчем-то перекликающаяся с миром «Лебедя...»: человек как вид переживает закат, самоизолируется от проблем развития, теряет пассионарность. Правда, здесь нет евгеники, ну да ладно — всегд найдется чем испортить себе карму.
Детективная интрига поддерживается непрестанно: есть ли жизнь на Марсе, и если нет, то кто этот избыточно вежливый паренек? Главный герой Джокер, отвечая на вопрос, выбирает – веру, выбирает – протянуть руку помощи. Наверное, это наибольшая ценность повести: сквозь ломку восприятия герой проносит убеждение, что все сделал верно. Тоже по-своему наивно, но эта наивность действительно прекрасна и нужна.
Без такого в море правд очень туго.
mezinskiy, 10 января 2011 г.
Странная, трогательно-нелепая повесть. И вроде все правильно — но ощущение авторского промаха не отпускает до последней страницы.
Впрочем для дебютной повесть оч-чень хороша.