Михаил Пришвин «Кладовая солнца»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой | Детская литература
Брат с сестрой, Настя и Митраша, собрались в лес за клюквой. Вспомнил Митраша, что отец, когда был живой, рассказывал о клюквенной полянке, которая находилась рядом с Сухой еланью — топким местом, где утопло много людей. Из-за этой полянки и поссорились брат с сестрой на лесной развилке: Митраша по компасу пошел искать заветное место, а Настя по тропе пошла, как все бабы деревенские.
Кладовая солнца. — «Октябрь», 1945, No7; то же: «Пионер. правда», 1945, 10,17,24,31июля, 7,14,21авг. (под назв.: Брат и сестра).
В произведение входит:
|
Входит в:
— антологию «Повести и рассказы русских писателей»
— антологию «Сборник рассказов», 1947 г.
— антологию «Русская советская проза», 1977 г.
— сборник «Золотой луг», 1981 г.
— антологию «Золотой луг. Морские истории. Рассказы о животных. Рассказы и сказки. Уральские сказы», 1981 г.
— антологию «Слово о солдате», 1985 г.
— антологию «Лукоморье», 1994 г.
— антологию «Хрестоматия по литературе. 5-7 классы», 1999 г.
— антологию «Русская проза XX века», 2003 г.
— антологию «Новейшая хрестоматия по литературе. 6 класс», 2007 г.
— антологию «Новая хрестоматия по литературе. 5-6 классы», 2010 г.
— антологию «Верные друзья. Рассказы о животных», 2021 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
nworm, 4 сентября 2021 г.
Ну конечно. Пришвин, Бианки, Паустовский. Певцы природы русской. Все знают, что это о природе, все читали в школе (или делали вид), но большинство уже ничего конкретно не помнят. Отзывы разнятся от «О как точно и красиво он описывает поведение сорок и зайцев» до «Фу, ужасно, невозможно читать». Но всё не так просто. Только себе представьте...
Дети-сироты в поисках секретной поляны с самой сладкой клюквой идут через болото. В это же самое время среди болот, услышав далекий собачий вой, выходит на охоту легендарный и неуловимый волк. Страшное реликтовое чудовище — чтобы убить его снаряжали 6 экспедиций, но смогли лишь отстрелить кончик уха и повредить хвост. В пути дети ссорятся и разделяются. Десятилетний мальчик по неопытности решает срезать пару метров кривой тропинки и попадает в топь. Он всё глубже и глубже погружается в трясину, зовет сестру, но та увлеклась сбором ягоды и совсем забыла о братце. Надежда только на старую собаку Травку, потерявшую 2 года назад хозяина и скитающуюся в лесах.
Мальчик Митраша, старая гончая Травка и волк Серый помещик встречаются ночью на одной поляне. Кто-то должен уйти... И, признаюсь, я до конца не был уверен, кто это будет.
Не ожидал, что Пришвин напустит столько саспенса в детскую повесть. При этом в самые напряженные моменты автор вдруг прерывает повествование и начинает совершенно серьезно рассказывать о том как образуются болота и что болота это торф и топливо, очень нужное стране в столь непростое время.
А насколько пронзительная история собаки?! Обезумев от одиночества (или, может, это особенность всех собак?) она внезапно признаёт в маленьком мальчике своего умершего хозяина и отзывается на его голос.
Не уходя ни в одну из крайностей замечу, что это довольно необычные ощущения — испытывать такое напряжение от детской повести. Удивлён, что никто ещё не снял по ней фильм.
isawald, 13 декабря 2017 г.
При всей своей огромной любви к природе Михаил Михайлович, к сожалению, ставит во главе её человека: даже птицы и звери у него, оказывается, пытаются выучиться человеческой речи. Мне же всегда всё это чувствовалось наоборот, и стократ было ближе видение Арсения Тарковского, писавшего, что он «учился траве, раскрывая тетрадь». Наверное, отсюда и исходит тот внутренний диссонанс, мешающий отдаться этому, в сущности, светлому произведению, но… Имея такое чуткое сердце, Пришвин по какой-то (непонятной для меня) причине делит все лишь на чёрное и белое, и поэтому на одной странице он воспевает жизнь, а на другой без каких-либо колебаний отнимает её у старой волчицы, которой стреляют в голову. Как так?
Может быть, стоило не тревожить детское воспоминание об этой маленькой повести и не перечитывать её сейчас, чтобы сказка-быль таковой и осталась, а не растеряла всё своё волшебство.
Bizon, 25 апреля 2014 г.
Это пожалуй лучшее произведение Пришвина, и очень правильно, что его изучают в школе. История осиротевших детей в годы войны показана реалистично и без всяких приукрас. Параллельно рассказывается о судьбе осиротевшей собаки Травке, потерявшей любимого хозяина. Мастерство Пришвина-наблюдателя, подмечающего природные явления, объясняющего их доступным языком полностью реализовалось в описании Травки. Интересный ход собачьих мыслей: все люди, это Антипычи (так звали хозяина), с разными лицами, только среди них есть друзья и есть враги, главное вовремя распознать. Ссора брата с сестрой и последствия сводятся по сути к одному: ерундовый повод едва не привел к беде.
Название рассказа поясняется в тексте, но запоминается отдельно именно объяснением. и немаловажно, прочитав такой вот рассказ вы сможете пополнить свой словарный запас, хотя многие употребляемые слова уже почти вышли из обращения.
Детям читать, чтобы знать свою природу и страну. Взрослым — чтобы помнить о прошлом.
Sawwin, 13 апреля 2015 г.
Эх, если бы не концовка, с каким восторгом я выставил бы этой повести заслуженную десятку. Но под конец автор вспомнил, что вещь-то заказная, требуется писать о добыче торфа в СССР. Добыча торфа дело, конечно, полезное, но она, всё же, совершенно не согласуется с чудесным солнечным сюжетом. И всё же, тоненькая книжечка из серии «Школьная библиотека» стоит на полке наравне с толстыми умными сочинениями, и достаю я её оттуда чаще других.