Джон Стикли «Вампиры»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы | Боевик
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Вампиры )
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Охота на вампиров – занятие рискованное, ведь они живучие, умные и опасные монстры, убить которых очень непросто. Потому им не занимаются исключительно ради денег. Кто-то делает это ради удовольствия, а кто-то из чувства долга. И никто не выполняет подобную работу лучше Джека Ворона и его команды. Они странствуют по пыльным дорогам на юге Америки, их презирают и боятся местные жители. Охотники знают, что Бог существует, только целей его они не понимают. И на последнем задании делают страшную ошибку, фатально недооценив противника. Практически весь отряд Джека погибает. Теперь выжившим придется выработать новую стратегию, ведь они понимают, что столкнулись с чем-то, куда страшнее обычных вампиров. А еще им нужно найти новых охотников, вот только какой безумец захочет добровольно пойти на верную смерть?
Входит в:
— цикл «Jack Crow and Felix» > Переосмысление
Награды и премии:
лауреат |
Мастера Ужасов, 2022 // Лучшая книга зарубежного автора (в переводе на русский) |
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2022 // Книги: Самая долгожданная книга |
Экранизации:
— «Вампиры» / «Vampires» 1998, США, Япония, реж. Джон Карпентер
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Moloh-Vasilisk, 22 октября 2024 г.
Рок-н-ролл!
22.10.2024. Вампиры. Джон Стикли. 1990 год.
Джек Ворон и его команда охотников на вампиров приезжают в тихий городок, где на первый взгляд всё кажется мирным, но за каждым углом притаилось древнее зло. Местные, ещё не оправившиеся от недавних потерь, в растерянности наблюдают, как чужаки спокойно готовятся к неизбежной битве. Ворон чувствует — здесь скрывается не просто вампир, а вожак, старая и жестокая тварь, чей опыт в кровавой охоте сопоставим лишь с её ненавистью к людям. Вскоре взрывом рушат крыло особняка, и из-под руин выбирается первый монстр, дымящийся и шипящий от солнечных лучей. Но это лишь начало: за ним последуют другие — знакомые лица города, превращённые в жутких чудовищ. Охота, полная крови, тьмы и отчаяния, продолжается, и Ворон понимает — в этот раз цена победы может быть выше, чем обычно.
Роман Джона Стикли «Вампиры» погружает в мрачный мир, где охота на кровожадных созданий становится не просто профессией, но настоящей битвой за выживание. На первый взгляд, это классическая история о противостоянии людей и вампиров, однако Стикли уводит данную тему на другой уровень, наполняя её экшеном, атмосферой обречённости и тёмными размышлениями. Сюжет развивается стремительно, каждая сцена насыщена действием, а автор поддерживает интригу, вводя новых врагов и усложняя задачи перед героями. Скучать, погружаясь в вихрь событий, будет некогда.
Стиль Стикли отличается предельной лаконичностью и жёсткостью, что хорошо подходит для столь мрачного сюжета. Описания битв, хотя и насыщены жестокостью, поданы не в качестве самоцели, а как необходимая часть повествования. Сцены насилия реалистичны и неотрывно связаны с общей атмосферой, что позволяет глубоко погрузится в действие. Автор использует короткие, резкие фразы, как будто сам текст ритмично бьёт прямо по сознанию, создавая ощущение неминуемой катастрофы.
Однако излишняя лаконичность играет с романом злую шутку. Некоторые моменты, такие как внутренние монологи героев или их отношения между собой, остаются недоработанными и поверхностными. Характеры персонажей не раскрыты в достаточной мере, что делает их больше декорациями, чем полноценными участниками действия. Возможно, это часть авторского замысла — показать, что в мире, где жизнь зависит от удара арбалетной стрелы, эмоции и чувства отходят на второй план. Тем не менее, это лишает книгу дополнительной емкости.
Одной из интересных тем романа становится не только борьба людей с вампирами, но и осмысление вопроса хищника и жертвы. В мире Стикли вампиры — это не просто монстры, это символ тёмной стороны человечества, его разрушительных инстинктов. Ворон и его команда, охотясь на чудовищ, сами становятся частью этого жестокого мира. Они убивают ради выживания, но с каждой победой утрачивают часть своей человечности. Кто на самом деле является монстром — вампир или человек, убивающий без сожалений?
Кроме того, тема обречённости пронизывает всё повествование. Ворону и его команде известно, что вампиры бесконечны, что после каждого уничтоженного чудовища появится новое. Это бесконечная война, где нет места для победы, только для временных передышек. В этом смысле роман напоминает отчаянную борьбу с хаосом, где человечество может лишь оттягивать свой конец, но не предотвратить его. Стилистически это выражено через постоянное напряжение, когда даже в моменты мнимой передышки чувствуется нависшая угроза.
Что можно сказать о персонажах? Команда Ворона — это не герои в привычном смысле слова, а скорее обречённые солдаты в войне, где враг коварен и практически неуязвим. Стикли неплохо играет на контрасте между внешним спокойствием персонажей и внутренним хаосом, который неизменно сопровождает их миссии. Каждый из них живёт с осознанием, что любая ошибка может стоить им жизни, и автор удачно передаёт это постоянное напряжение, не опуская напряжение до самого финала.
Тем не менее, минусов в книге также хватает. Главным недостатком романа Джона Стикли «Вампиры» становится поверхностность в проработке персонажей. Однообразие героев, их схематичность и недостаточная глубина характеров оставляют ощущение недосказанности. Отношения между ними показаны слабо и сводятся больше к элементарным взаимодействиям. Это снижает эмоциональный отклик от событий — смерть очередного члена команды не вызывает сильных чувств, потому что не успеваешь с ним по-настоящему сблизиться.
Другой минус заключается в недостатке разнообразия в повествовании. Сюжет повторяет схему «засада — бой — временная передышка», которая, хотя и поддерживает динамику, со временем начинает утомлять. Действия становятся предсказуемыми, а некоторые сцены — затянутыми. Помимо этого, философские размышления, которые, казалось бы, должны углублять контекст, появляются редко и остаются лишь в зачаточном состоянии.
Еще одной из явных слабостей романа является недостаточно проработанный «лор» — мифология и внутренняя история мира, в котором разворачиваются события. Джон Стикли ограничивается лишь поверхностными штрихами, упрощая и сводя всё к борьбе людей с вампирами, но без глубокого погружения в предысторию. Дополнительное углубление в мир могло бы помочь придать повествованию больше смысловых и тематических пластов, сделать его не просто чередой боёв, а частью масштабного эпоса с чёткой логикой, правилами и законами. Но в романе этого нет, что создаёт впечатление недосказанности и упрощённости повествования, сводя мир Стикли к набору стандартных клише жанра, без попытки выйти за пределы привычного.
«Вампиры» могли бы стать более запоминающимся произведением, если бы автор уделил внимание внутренней логике мира, эмоциональной проработке героев и созданию уникальной атмосферы, выходящей за пределы жанровых штампов. В итоге, роман производит впечатление книги, которая, несмотря на свой потенциал, остаётся на уровне среднего развлекательного чтива. 5 из 10.
messengerending, 14 января 2022 г.
Фильм Джона Карпентера, снятый по данной книге, является одним из любимых «вампирских» фильмов детства. Отличная музыка, харизматичный главный герой, жуткий злодей — всё это влюбило меня в себя с первого взгляда, и долгое время заставляло представлять себя в отряде охотников на вампиров, c арбалетом наперевес. Когда я немного вырос, и узнал, что фильм снят по книге, моему желанию ознакомиться с ней не было предела. К несчастью, этому желанию не удавалось осуществиться очень долгое время, и только относительно недавно, мне, наконец, удалось прочесть роман. И я не остался разочарован.
Нужно сразу сказать, что Джон Стикли полностью прав — фильм и роман очень сильно отличаются друг от друга. В книге гораздо больше действующих лиц. Джек Кроу, блестяще сыгранный Джеймсом Вудсом, не является главным героем романа, а лишь «одним из». Персонаж Тони Монтойа — отсутствует вовсе. Зато, есть Кот (в фильме — Кейтлин), которого в кино-адаптации убивают в самом начале. Впрочем, перечисление персонажей займёт слишком много времени. Важно другое — сильно отличаясь от фильма в плане героев и сюжета, роман, тем не менее, имеет ту же самую восхитительно-тревожную атмосферу. Пожалуй, в книге эта атмосфера даже более гнетущая, за счёт показа переживаний героев, их воспоминаний. Персонажи хорошо проработаны, им сопереживаешь, их смерть вызывает сильный эмоциональный отклик. И для достижения этого, автору не пришлось тратить излишне много времени на описание прошлого героев, что, несомненно, нужно поставить ему в плюс, потому что характеры всё-равно раскрыты и не кажутся «картонными». Даже при том, что мотивация команды охотников привычно героическая и жертвенная, она не кажется чересчур банальной или надуманной.
Вампиры в книге заметно отличаются от своих киношных собратьев. Они гораздо сильнее физически и опаснее. Высшие вампиры — так называемые «Хозяева» или «Мастера», и вовсе обладают силой супергероев, при этом, они вполне могут жить в человеческом обществе, занимать в нём видное положение. Несведущий человек, не сможет распознать в них вампиров. Они совершенно не напоминают полудиких рычащих Хозяев из фильма, которые спят под землей. Вскользь упоминается, что Ватикан знает о существовании иных сверхъестественных существ — оборотней. Жаль, что автор не написал продолжение, где мог бы развить эту тему. Могла получиться интересная тёмная вселенная. Концовка, так же, заметно отличается от киношной.
В итоге, я могу сказать следующее: эта книга понравится всем, кто любит истории про вампиров, в которых эти существа представлены чистым злом и слугами сатаны. Она понравится и фанатам фильма, если они не будут искать построчного совпадения, а попробуют насладиться приключениями знакомых героев в знакомой атмосфере, но, с другого, так сказать, ракурса. В данном случае, книга и фильм являются самостоятельными и равно интересными произведениями. И мне, к моему собственному удивлению, книга понравилась даже чуть-чуть больше. В скором времени, данный роман, должен выйти в профессиональном русском переводе, и я обязательно перечитаю его ещё раз на родном языке. Однозначно советую.
URRRiy, 28 июля 2022 г.
Согласен с предыдущим рецензентом в том плане, что фильм более цельный, чем литературное произведение. Было впечатление, что это как раз скрипт фильма размыли лоскутами побочных картинок, чтобы получился роман. Действительно, много абстрактного как в плане самих вампиров
Много рефлексирования, откровенно неестественного — не по профессии психоз, отнимающего время, затянутые описания вампирской гнуси, точно содранные из готических рОманов девятнадцатого столетия. В общем, не самый интересный контент в части хоррора, сентиментальности явный избыток.
Относительно перевода — не идеальный однозначно. Я проверял выборочно, особо поразил перл, что молодому священнику красивая девушка показалась «не привлекательней и сексуальней священников». Посмотрел оригинал — нет, тема не гомосексуальная, просто красивая девушка показалась отцу Адаму в сексуальном плане не более привлекательной, чем для любого другого священника.
Как вывод: читать можно, но ожидать драйва как от фильма будет ошибкой, хотя элементы триллера присутствуют, и активных сцен немало
Deliann, 26 июля 2022 г.
Как-то так получилось, что я не смотрел «Вампиров» Джона Карпентера. Не смотрел я и их продолжение «Вампиры 2: День мертвых» Томми Ли Уоллеса. Зато однажды мне довелось глянуть «Вампиры 3: Пробуждение зла» Марти Уайсса, о чём я пожалел в тот же день. Но вот в «Легендах хоррора» выходит роман «Вампиры» Джона Стикли, чтение которого подталкивает меня к просмотру экранизации. И скажу сразу, фильм Карпентера мне понравился больше оригинала.
У книги и фильма общая только завязка, после чего каждое произведение идёт своим путём, лишь придерживаясь общей идеи противостояния вампиров и охотников на оных. В фильме первая стычка с кровопийцами, перетекающая в схватку в мотеле, занимает почти треть хронометража. В книге этому уделено всего около десяти процентов от общего сюжета. При этом события фильма показались мне более плавными, конфликт – более масштабным, а само повествование – более гладким и концентрированным. В книге же царит некоторый сумбур, как в действиях персонажей, так и в авторском стиле (случаются переключения со стандартного повествования от третьего лица на первое лицо, словно бы автор выуживает пару мыслей из головы своих героев, после чего продолжает рассказывать дальше, как ни в чём не бывало).
Сюжет прост. Было бы странно ожидать чего-то другого от помеси хоррора и боевика. Есть организация, занимающаяся истреблением вампиров. Есть вампиры. Есть Джек Ворон (в дубляже фильма его имя не переводили, и он был Джек Кроу), который, будучи лидером одной из команд охотников на вампиров, ведет свою безнадёжную войну с кровопийцами. Больше перед прочтением, в общем-то, ничего знать и не обязательно. Будет много драйва и рок-н-ролла. Поменьше, но достаточно, – драмы и чёрного юмора.
В целом, как развлекательный ужастик, читается книга неплохо. В ней сложно найти достоверные образы персонажей и интригу, хотя после просмотра экранизации судьба Джека Ворона может удивить. Я долго сомневался, какую оценку выставить: шесть или семь баллов. Остановился всё-таки на «семёрке». Но если когда-нибудь захочу вернуться к этой истории, то, скорее всего, пересмотрю фильм.
П.С. Есть информация, что «Вампиры» — переосмысление более раннего романа Джона Стикли «Armor». И имена главных героев совпадают, и характеры их схожи. Теперь любопытно почитать «Armor».
П.П.С. Жаль, что нет продолжения «Вампиров» с вводом в сюжет оборотней. В романе упоминается, что оборотни существуют, развития эта мысль так и не получает.
SeverianX, 20 ноября 2022 г.
«Вампиры» представляют собой дикую смесь из зубодробительного боевика об охотниках на вампиров, лихого вестерна и нуарного детектива. Столь необычное смешение жанров довольно сложно органично совместить, а ведь автор к тому же хочет сделать свою историю страшной. Правда вот напугать «Вампирам» меня так и не удалось.
События происходят в Техасе в 80-х годах. По всему миру вампиры охотятся на людей, хотя простые обыватели в это не очень то верят. Для борьбы с кровососами существуют специальные команды охотников под патронажем церкви, и с одной из них нам и предстоит знакомство. «Вампиры инкорпорейтед» – лучшие из лучших. Джек Ворон – их лидер, умелый боец и хитроумный стратег. За годы практики охотники выработали собственные методы работы. Например, вытаскивать кровососов из здания при помощи мощных арбалетов и специальных крюков. Со временем охота на вампиров превращается для ребят в пусть и опасную, но рутину, где они действуют по строго отработанным шаблонам. Всё меняется, когда после очередного успешного задания они попадают в засаду к одному очень опасному вампиру. В результате практически вся команда, за исключением Ворона и его близкого друга Вишневого Кота, погибает. Джек винит во всем себя, но решает всё же продолжить охоту на вампиров, хотя бы ради мести.
Тема вампиров и охотников на них не нова в литературе. Однако стоит учесть, что роман был написан в 1990 году. Помимо этого в книге Джона Стикли показаны именно рабочие будни представителей столь непростой профессии. После опасной охоты они любят собраться в баре, напиться, устроить потасовку или оргию, а то и все вместе. Так они пытаются восстановиться после встречи с потусторонними тварями. Это совсем неудивительно, т.к. вампиры в романе не бледные красавчики с томными речами, а кровожадные монстры, убивающие своих жертв с максимальной жестокостью. При этом они не лишены и некоторой харизмы. Однако не стоит думать, что перед нами, так популярные сейчас, неоднозначные персонажи с серой моралью. Вампиры – однозначно порочные монстры, проклятые Богом.
Поначалу у меня были некоторые вопросы к стилю и языку автора, но ближе к середине ему удалось исправиться, и читать стало намного проще и приятнее. Сюжет вполне логичен и стройно выстроен, есть весьма интересные сюжетные повороты. Стоит отметить, что в романе довольно много отталкивающих сцен, обилие крови, грязи и насилия – подойдёт он не каждому. Однако такая стилистика вполне логична, ведь нам описывают жизнь наёмников, брутальных мужиков с оружием. А вот мистики, как таковой, тут нет совсем, поэтому напугать меня у романа не получилось. Если бы добавить побольше загадочности и мистики и убрать часть описания крови и кишок, роману это пошло бы только на пользу.
С персонажами же все получилось совсем неоднозначно. С одной стороны они яркие и запоминающиеся, с другой – картонные и даже несколько карикатурные. Они прописаны широкими мазками и кажутся слишком нереалистичными. Охотникам на вампиров очень сложно сопереживать, т.к. они не вызывают эмоционального отклика. Это скорее воплощение сильных эмоций, чем живые люди. Когда нужно, они ожившая отвага, в иной ситуации – вселенский ужас. Их мотивация не всегда понятна, а поступки часто нелогичны.
А вот что автору удалось очень хорошо, так это общая атмосфера. На страницах романа мы буквально переносимся в жаркий Техас с его удалыми приключениями. Вот мы видим вечеринку охотников, а где-то совсем рядом таятся ужасные кровососущие твари.
Итог: «Вампиры» – динамичный вампирский боевик, уже претендующий на звание классики. В нём есть довольно интересные идеи, а язык написания простой и ёмкий. Сильной его чертой является атмосфера, слабой же – персонажи. Если вы ищете хоррор, то «Вампиры» вам скорее всего не подойдут, несмотря на серию, в которой издаются. У романа есть экранизация, но её сюжет заметно отличается от первоисточника.
Эрик Дрейвен, 11 ноября 2022 г.
Команда Джека Ворона странствует по пыльным дорогам Америки и убивает вампиров. Хоть дело это опасное и зачастую неблагодарное, но ребята профессионалы и дело своё знают ..... пока однажды, фатально недооценив ситуацию, не нарвались на действительно крутого кровососа, который отправил большую часть «войнов креста» прямо на небеса, к «вышестоящему начальству». Оставшимся в живых теперь необходимо не только отомстить, но и пополнить свои ряды. Читая этот роман, хотелось кричать: «Ура! Ура, товарищи! Джон Стикли вернул нам вампиров. Таких вампиров, которых мы «любим и знаем». Долой гламурных, педиковатых «одуванчиков» из «Сумерек» и романов Энн Райс, да здравствуют «старые-добрые», злобные и коварные твари-кровососы». Действительно, в отличие от утвердившихся (к сожалению!) в массовой культуре «девочковых» книг и фильмов на вампирскую тематику, роман Стикли подчёркнуто мужской. Со всеми штампами, так сказать по законам жанра. Крутой и брутальный мужик, «за главного» — есть. Отускающий шуточки друг балбес — в наличии. Желчный и вечно всем недовольный друг брутального и балбеса — аж в двух экземплярах. Дамы, чтоб разбавить суровый мужской коллектив — присутствуют. Как и положено, одна добрая, нежно-ироничная мамочка, а другая длинноногая и невозможно красивая жертва, за которую ну просто необходимо отомстить и набить вампирские морды. Крепкие словечки, неумеренное употребление табачной и алкогольной продукции — естественно, мы же мужской роман читаем, а не эти ваши розовые сопли. Ну и «зубодробительный экшн», «мочилово» — да и ещё раз да, никакой романтики под луной и очарованных белоснежными вампирскими клыками девочек, только бодрый боевик в стиле «мочим тварей». Перекур, по сто грамм «на ход ноги» и снова мочим ..... ну или удираем, твари не хотят тихо «замачиваться», дают сдачи. В общем, дамы могут пересмотреть/перечитать «Сумерки», ну а мужикам — то что доктор прописал. Если попробовать оценить непредвзято — не Бог весть что за книжка, «штампованная-перештампованная», пробу негде ставить. Но мне, старому шовинисту, понравилось. Джон Стикли, спасибо старина. Слово вампир для меня перестало быть ругательным, отмечающим лицо нетрадиционной ориентации. Спасибо (смахнул скупую мужскую).
Книголюб666, 18 октября 2022 г.
Весьма средний роман с излишней сентиментальностью. Читать не рекомендую. Язык перевода (или оригинала?) оставляет желать лучшего...