Илья Эренбург «Жизнь и гибель Николая Курбова»
Трагический роман о судьбе незаурядного человека — профессионального революционера, который по заданию партии во времена НЭПа приходит на службу в ЧК и вскоре испытывает крушение своих идеалов.
Отрывки: «Красная новь», 1922, № 6; «Недра» кн. 1, М., 1923; «Струги», кн. 1, Берлин, 1923.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
conserver, 20 февраля 2024 г.
Думается предыдущий комментатор не совсем прав в оценке достоверности изображённого. Автор романа как модернист не изображает «тёмное прошлое», а его моделирует. И в этом качестве он один из первых создателей советского мифа. Из многих источников легко понять, что это самое прошлое отнюдь не было столь «тёмным». При этом автор, в силу искренности и поставленных себе задач, не смог удержаться и от нелицеприятной оценки современности. Досталось всем. Как пример вновь создающейся литературы — очень интересно.
vfvfhm, 11 апреля 2019 г.
В этом романе можно вычленить две части и два слоя текста (прямо как три источника и три составные части марксизма:).
Две части. Первая — это биография ГГ с момента зачатия и до того дня, когда он пошел по собственной инициативе работать в ЧК. Рано осиротевший сын проститутки, из милости взятый в богатый дом, потом второй, чтобы иметь возможность получить гимназическое образование. Был выгнан по навету, начал трудовую деятельность, пошел в революционеры, много претерпел, активный участник революции и Гражданской войны, а после ее окончания взял на себя тяжелейшую миссию по защите завоеваний новой власти, служа в контрразведке. Вторая часть — две трети текста — спецоперация по выявлению и разгрому контрреволюционного заговора и любовная драма чекиста Николая Курбова и Кати Чувашевой, заговорщицы.
Два слоя. Первый — это остроактуальный политический и социально-бытовой роман о переломном моменте перехода молодой Советской Республики от политики Военного коммунизма к НЭПу в начале 1921 года. Второй — глубокое и горестное размышление о русских судьбах на фоне общей судьбы и истории России, о том, как сочетаются и противопоставляются простые и важнейшие человеческие чувства и идеалы, дело всей жизни.
Прочитать книгу тоже можно двумя способами. Любители изящной словесности и «бель леттре» могут насладиться великолепно написанным модернистским текстом, романом с виртуозно закрученной фабулой и множеством интертекстуальных связей как с ранней советской прозой (Ильф и Петров, Андрей Белый и тд), так и общеевропейским авангардом. Читатель-практик может уяснить для себя многие скользкие вопросы, важные и нужные в наших нынешних спорах и поисках — что это на самом деле была за Россия, которую мы потеряли, почему классовая борьба приняла такие ожесточенные формы в первые годы существования Советской России, в чем ошибались предки и как не повторить их ошибок.
Еще пара замечаний. Поражает смелость Эренбурга. Он страстно и упорно добивался скорейшей публикации книги в СССР. При том, что там в самом неприглядном свете изображены жизнь и быт в самое тяжелое время Советской России, а уж как он изображает сотрудников ЧК!.. Очень смелая книга очень смелого автора.
Роман модернистский, написан крайне мудрено. Даже мне, известному любителю Джойса, Вулф, Пруста, Музиля, было не всегда понятно, что же хотел сказать автор. Поэтому придется снизить один балл классику, по-гамбургскому счету)) При перечитывании, может быть, догоню. А замечательный роман этот достоин перечитывания.