Василий Ян «Плавильщики Ванджа»
«Чтобы понять, как добывались в глубокую старину чугун, железо и сталь, можно не углубляться в древние фолианты, где упоминается об искусных мастерах, отливавших серый ковкий металл, из которого потом изготовлялись «благородные мечи», «жадно впивающиеся острия копий» или «звонкие топоры», — писал Василий Ян.
В своём небольшом рассказе, написанном в период работы над циклом произведений, посвященных металлургии и горному делу, автор рассказывает о традициях выплавки металла в первобытных «печах-домницах», раздуваемых ручными мехами, которые сохранялись в труднодоступных горных долинах Памира вплоть до 20-х годов прошлого века.
Входит в:
— цикл «Рассказы о необычайном»
— сборник «Загадка озера Кара-Нор», 1961 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
URRRiy, 29 января 2025 г.
Научно-популярная вещь в аранжировке борьбы трудящихся Востока против эксплуататорских банд, засылаемых из-за рубежа. Процесс выплавки железа в первобытных условиях в горах Памира показан душевно и со знанием дела, а передача событий от лица участника добавляет достоверности рассказу. Другое дело, что самый лучший кузнец не скует винтовку, как утверждает автор — это уже прерогатива механика — оружейника. Не зря басмачи вооружены «инглизами».
Но это мелочи, главное, что Василию Яну удалось создать атмосферу горного селения у истоков Пяти рек, их жизнь и способность обеспечить себя изделиями повседневного спроса собственными руками, безо всякого «самого прогрессивного учения» и индустриализации.
Seidhe, 5 декабря 2016 г.
Во времена своей далёкой юности, лет в 13-14, я прочитал четырёхтомное собрание сочинений Василия Яна от корки до корки. Остался он для меня (и уверен — не только для меня) прежде всего автором трилогии о нашествии монголов и романа «Огни на курганах». А вот рассказы автора не отложились в памяти от слова совсем. Перечитав эти рассказы через двадцать лет, с удивлением обнаружил, что среди них встречаются очень любопытные вещи...
Часто ли мы, современные городские жители, задумываемся, откуда взялась та или иная металлическая вещь? Уверен, что по-настоящему понимают это только люди, каким-либо образом связанные с металлургией. А ведь были времена, когда каждая металлическая вещь была настоящим богатством, передающимся по наследству, а процесс изготовления металла был сродни тайному искусству. Рассказ «Плавильщики Ванджа» — именно об этом. О металлургических традициях, существовавших в малодоступных долинах Памира в начале XX века, когда руду переплавляли в «сыродутных домницах». Пока читал этот рассказ, жалел о двух вещах — о том, что это не повесть или небольшой роман, и о том, что автор смешал чистую этнографию с вторжением басмачей. Понимаю, конечно, что это веяния времени, но лучше бы автор до конца процесс плавки расписал, честное слово! Очень уж сочные получились в этнографическом плане описания! Понравилась стилизация под речь простого жителя горной долины Ванджа: «Реку Пяндж вы, конечно, знаете? Как, и ее вы не знаете? Так что вы знаете вообще? Пяндж – это самая большая река в Таджикистане, а может быть, и во всем мире» =))) Ну и, конечно, впечатляет отношение мастеров-металлургов, называемых «усто», к железу: «Имеется много сортов железа, и каждый сорт таит в себе такие неожиданные причуды, что если перед вами кусок железа, то не вы будете им распоряжаться, а он вами; один кусок скажет вам: «Из меня можно сделать только сковороду, ни больше и ни меньше», а другой кусок приведет вас в восторг: вы его сбережете, чтобы выковать винтовку, за которую каждый охотник даст много горстей серебра и в придачу только что убитого козла...»
Одним словом, если нравится творчество Василия Яна — однозначно рекомендую ознакомиться.