Валерий Алексеев «Люди Флинта»
«Люди Флинта» — первая повесть писателя. В ней рассказывается о двух друзьях-старшеклассниках, уехавших на летние каникулы в геодезическую партию рабочими. Познание жизни и самих себя, пробуждение чувств гражданского долга и ответственности за свои поступки и свое дело — таково содержание этой повести.
Впервые: Алексеев, Валерий. Люди Флинта. Маленькая повесть. Рис. Ю. Вечерского. — «Юность», 1965, No 2, с. 39—62;
— Так же:Валерий Алексеев. Люди Флинта: [Повесть. Для сред. школ. возраста]/ Пер. А. Видрашку; [Ил. Е. Врабие], 71 c. ил. 20 см., Кишинев Лит. артистикэ 1979 ( на молд. яз.)
Входит в:
— журнал «Юность 1965'02», 1965 г.
— сборник «Седьмое желание», 1971 г.
— сборник «Козероги и прочие...», 1983 г.
— сборник «Повести», 1989 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 24 ноября 2015 г.
Валерий Алексеев, один из самых тонких и проницательных авторов советской литературы, был, по-моему, сильно недооценён. Он проходил по ведомству детской и подростковой литературы, а это считалось как бы литература второго сорта, поскольку распределявшие репутации окололитературные леди и джентельмены в возрасте несколько за сорок желали читать книги про себя, любимых, а не про каких-то там деток.
Но Валерий Алексеев пришёл в литературу в начале 60-х, когда будущее страны связывалось именно с новым поколением, тогда ещё учившемся в школе. И он писал для нового поколения и про новое поколение, ясно сознавая, что именно эти люди введут страну в новое тысячелетие. И взгляд писателя был не слишком восторженным...
В прекрасной повести «Люди Флинта» (я читал её, когда был ровесником главных героев и могу засвидетельствовать — смятение чувств описано очень точно) показан возрастной слом от подростка к юноше. Расставание с иллюзиями, первая любовь и первые предательства, всё сразу, одновременно, как оно обычно и бывает в жизни. Романтика, иссякающая в буднях. Это ведь 1964 год, поворотный год для Советского Союза — конец романтическим надеждам на «яблони на Марсе» и «пыльные тропинки далёких планет», начало времён негодяйств и предательств. Ребята первый раз сталкиваются с человеком, которому будет принадлежать бесконечный знойный полдень советской жизни, с человеком, который потом оттеснит их на обочину и постарается купить, растлить или убить. В первой стычке с обаятельным советским негодяйством, пока что маскирующимся под циничный американский вестерн, они выходят победителями, но финал повести овеян меланхолией и горечью утраты невинности. Так, как было, больше не будет никогда.
osservato, 20 марта 2015 г.
Романтические московские десятиклассники устраиваются на лето в геодезическую экспедицию. Они воображают себя пиратами, зовут экспедиционную трехтонку «Матильдой» и жаждут приключений и полетов по целинным дорогам:
Ну и конечно же, без капитана никуда — блестящего, со всех сторон прекрасного и на все руки мастера, к тому же точную копию Кристофера из «Великолепной семерки». Но восторг и почитание довольно быстро заканчиваются, поскольку капитан оказывается с гнильцой. Да и вообще, пираты — они только на картинках красивые.
«Мы совсем не пираты, мы лишь строим из себя пиратов... а пираты — другие. Они хладнокровны и уверены в себе, они умеют отбивать чечетку и опрокидывать взглядом... Они умеют насмехаться без жалости и предавать без стыда...Им все дано, а любить им не надо, уж слишком непрактичная эта штука, любовь...»
Кстати, про любовь, точнее, одну из ее ипостасей — эрос: я уже про «Прекрасную второгодницу» писала , что это чувственная повесть. И здесь не без того; буквально пара штрихов в виде полупрозрачной майки и пуговиц, упавших под скамейку, но старшеклассникам и этого уже вполне достаточно:
«Нет, мне не было больно, и даже завидно не было: дальше пуговиц у меня просто не хватало фантазии, дальше пуговиц для меня начинался мрак, так что нечему было завидовать. Просто я чуть не потерял сознание от какой-то странной жути. А ведь это и вправду страшно: прирученная, притихшая, как домашняя кошка, красота...»