Роберт Шекли «Времени в обрез»
- Жанры/поджанры: Боевик
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Ближний Восток ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
И на этот раз неугомонному Стивену Дэйну не сидится по ту сторону атлантики. Секретный агент неизвестной американской службы ведет свою подрывную деятельность с представителями повстанцев на территориия, которая называется Ракка. Это область Ирака.
Дэйн и его спутники попали в центр интересов таких стран, как Ирак, Саудовская аравия и другие страны региона.
Революцию можно поднять где угодно, главное чтобы хватило финансов и все делать быстро...
Входит в:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 25 февраля 2023 г.
Это только моё мнение, но, кажется, эту часть Шекли писал уже здорово устав от своего спецагента-шпиона. Формально всё хорошо — есть интрига, геополитика, персонажи, боевик и всё такое. Но написано уже как-то «без огонька». Серьёзно, автор как будто программу отрабатывал, да это и единственная часть, которая серьёзно повторяет предыдующую — всё же до того каждая часть была уникальной и рассказывала о чём-то своём. Тут же я не уверен, что через пару месяцев смогу в воспоминаниях отличить «Белую смерть» от «Времени в обрез». Да, а ещё эта часть стала какой-то чрезмерно «проамериканской». Если в целом повести это не казалось чрезмерно навязчивым, то здесь это как-то и грубо и наивно преподносится, будто читаешь одни из худших работ Клэнси.
Нескорений, 11 марта 2016 г.
После захватывающего боевика «Белая смерть» я ожидал, что завершающая цикл произведений о спецагенте Стивене Дэйне история будет как минимум не менее увлекательной, но к сожалению ошибся. Автор решил снова поэкспериментировать с жанрами, выдав гибрид боевика и политического детектива. В итоге боевик получился вялым, а детектив — надуманным и скучным. Ярких персонажей, подобных тем, кого мы встречали в предыдущем приключении, здесь нет и на протяжении всего сюжета нам предстоит терпеть унылую компанию Дэйна, которого автор наделил двумя спутниками-арабами, ничем особо не запомнившимися, кроме того, что один из них не тот, за кого себя выдает. Довольно весомую долю текста занимают странствия по пустыне, не радующей разнообразием пейзажей и богатством описаний. Заявленный в заглавии лимит времени нисколько не добавляет напряжения, напоминая ситуацию с «Живым золотом», динамика появляется лишь в эпизодах, повествование часто затормаживается и навевает уныние.
Осветив все основные источники доходов международной преступности, кроме разве что проституции, автор возвращается к началу, замыкая круг — снова обращаясь к теме политических игрищ, конкуренции спецслужб, только если в «Смертельных гонках» Дэйн догонял, то теперь ему самому придется убегать. Основное действие происходит в Восточном Ираке — один из регионов которого, Ракка, страстно возжелал независимости, после того как там было обнаружено богатое месторождение нефти. Комитет повстанцев, заседающий в Афинах, поручает Дэйну связаться с информатором в Ракке и принять решение — отменить революцию или дать отмашку на бунт. Примерно половину повести, во время чтения которой я чуть не заснул, занимает подготовка Дэйна к миссии — игра в кошки-мышки с агентами повстанцев и иракских спецслужб, получение информации и сбор пати для путешествия по пустыне. Бегство из Ракки смотрится интереснее, но вспоминая сверхдинамичную гонку из предыдущей повести, остается лишь обреченно вздыхать.
Персонажи вообще не радуют — начнем с того, что в центре внимания снова фигура Дэйна — автор упорно отказывается развивать образ своего героя, обосновывая это тем, что главное достоинство спецагента — умение быть незаметным, сливаться с толпой. В реальной жизни это так, конечно, но мы же читаем художественную литературу, ожидая увидеть не только жизненные реалии, но и яркие образы — почему мастер маскировки не может быть личностью — веселым и дерзким или же загадочным и угрюмым? Спутники Дэйна — заурядные арабские типажи, несмотря на то, что автор пытался их противопоставить друг другу, получилось как-то не очень. Джабир — представитель современного арабского мира, такой горожанин до мозга костей, Майид же напротив — сторонник традиций, предпочитает жить в пустыне, хотя и в городе чувствует себя неплохо.
В плане строения сюжетной линии автор зачем-то повторяет неудачный опыт из прошлых частей, разветвляя основную линию краткими отступлениями — отдельные фрагменты происходящего показаны от лица эпизодических и второстепенных персонажей, которые впоследствии исчезают сразу после появления. Снова затянутая и скучная завязка — рассуждения комитетчиков о благе народа, революции и прочей политике, подготовка Дэйна к операции — всё чтобы задать настроение хитроумной паутине интриг, которые на поверку оказываются не совсем оригинальными. Детективные навороты напрочь убивают динамику, а пытаться вникнуть в эту подковерную возню желания вообще не возникает. Интриги нет, как таковой — ситуация схожа с «50 калибром», где Дэйн пытался предотвратить переворот в латиноамериканской Коруне — да десятки таких переворотов там происходят, об этом сам автор говорит, так и здесь — будет ли Ракка свободной, станет сателлитом Штатов или останется в составе Ирака нам по большому счету как-то фиолетово.
Такое вот невзрачное завершение получилось у этого цикла, который вообще выглядит крайне неровно. По уровню интереса я бы поставил заключительную повесть на одну планку с «50 калибром», здесь только восточная экзотика местами вытягивает сюжет из пучины безнадёжности. Политический триллер интересен и привлекает внимание только в том случае, если автор играет на реальных страхах и ожиданиях читателей. К примеру, в наши дни — это ядерная программа Северной Кореи, Китай, переходящий от экономической к прямой военной экспансии, а читать про возню на Ближнем Востоке или в Южной Америке скучно — там всегда было неспокойно, горячая кровь, все дела. Короче, прощаюсь со Стивеном Дэйном без особых сожалений, среди его коллег по ремеслу есть масса более интересных и запоминающихся персонажей.
Кар Карыч, 21 ноября 2013 г.
И в этой небольшой шпионской повести, где нет любимых автором инопланетян, Шекли демонстрирует щедрость и яркость своего таланта — на зависть многим детективщикам. Отличное знание деталей Востока и сложной ментальности его жителей, сатирическое видение жалких и опасных революционеров, по нынешним меркам — террористов, их маленький и злобный мирок обрисован с особым шармом. Неподражаемый юмор: за одну сценку первого знакомства секретного агента с верблюдом можно уже давать приз зрительских симпатий. Сюжет вполне себе закрученный, с таинственными личностями и гонками-путешествиями. Короче, я проглотил эту работу мастера с удовольствием и закричал: еще! Причина же, почему я ставлю 9, а не 10, только в отсутствии эротики: ну классный шпион в песках Востока просто оябзан был трахнуть одну-двух ихних шемаханских девиц, опять же с юмором и в экстремальных условиях. Браво, Шекли!
Gourmand, 6 августа 2014 г.
Самый лучший роман о Стивене Дэйне. Сейчас посмотрел библиографию, видно, как первые три романа серии (61-62 год) — пустые, провальные, после очень приличной Белой смерти 63 года привели к суперклассному роману тайм лимит 67 года.
Погоня... — это просто восторг. Пустыня, верблюды, арабские кланы, проводники-рафики — ну блеск, да и только.
Увидительно, что, на мой взгляд, Шекли удались именно романы о Востоке (этот и Белая смерть), то ли он хорошо знает Восток, то ли я к Востоку неравнодушен. :)
670739, 12 ноября 2009 г.
Типичный про-американский роман, основной идеей романа является то, что «хорошие» американци безвозмездно спасают неразвитый и примитивный народ ближнего востока, сам роман немного добротнее написан чем Белая смерть, но все равно слишком примитивный для такого автора как Шекли
Bob6147, 14 сентября 2009 г.
Слабый детектив от автора не детективного жанра. Весь цикл на смарку, а жаль.Лучше бы автор ИМХО посвятил бы это время фантастическим рассказам.:shuffle:
Lord D.A., 4 июня 2007 г.
Скрасит вечер одиночества, хотя нет, скорее просто заставит возненавидеть писателя, что было бы не верно, учитывая его неплохую фантастику.
Vendorf, 30 августа 2006 г.
Произведение мало чем выделяется из серии. Тот же герой, в песках пустыни. Не прикрытый американский менталитет, мол, нужно потропиться, а то все вкусное съедят. В целом не плохо, погони, предательства, измены... Все как в настоящих детективах...