Ольга Славникова «Один в зеркале»
- Жанры/поджанры: Реализм | Психоделика
- Общие характеристики: Семейно-бытовое | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Он — талантливый молодой ученый, чьи научные труды могли бы по-новому осветить проблемы фрактальной геометрии, если бы не одно «но»: современная постперестроечная Россия не нуждается в гениях. Она — странноватая, ведущая сомнительные игры со смертью студентка-первокурсница, сумевшая раздуть трагическую историю из так и несостоявшегося школьного романа. Героев разделяют не только годы (он страше ее на пятнадцать лет), но и отношение к жизни, хотя точек соприкосновения у них гораздо больше, чем кажется.
Роман получил премию журнала «Новый мир».
Входит в:
— сборник «Вальс с чудовищем», 2007 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 217
Активный словарный запас: невероятно высокий (3743 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 244 знака — на редкость выше среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 0% — на редкость ниже среднего (37%)!
Награды и премии:
лауреат |
Премия им. П.П. Бажова, 1999 // (роман) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Yazewa, 6 марта 2017 г.
Очень плотный и густой текст. Едва ли ни одного существительного без прилагательного, и всё яркое, «говорящее», образное и атмосферное. Быстро такой текст не осилишь, и лёгким/читабельным такой стиль не назовёшь. Да, владение словом мАстерское, но чтение становится не удовольствием, а работой. Вообще я восприняла это произведение как упражнение по атмосферности. Сюжет легко можно уложить в пару предложений, он на редкость незамысловат, но на нём построена весьма объёмная вещь. И да, это нисколько не пустое ворочание словами, это классная литература, ИМХО. Во всяком случае интерес к творчеству автору возник однозначно. Читаем дальше...
KindLion, 17 апреля 2014 г.
Вчера вечером, перед сном, начал читать эту повесть Ольги Славниковой, а уже сегодня, прочтя едва ли десятую часть, отложил эту книгу в сторону. Это мое первое знакомство с данным автором, и, надо признаться, знакомство оказалось несколько странным.
За что готов петь автору неустанные дифирамбы – так это за точность метафор и образность языка. Текст затягивает читателя своим тонким изящным кружевом. Одно соприкосновение взгляда с любым из огромных абзацев книги – и глаз, как муха в паутине – начинает лихорадочно биться и метаться, не в силах вырваться из колдовских нитей липких строк. Примеры можно приводить бесконечно. Чего стоит хотя бы такое наблюдение:
«отсиженные хвосты директорского пиджака, выдавая трудолюбие владельца, были заскорузлы, точно сапожные стельки.»
Но! Но-но-но! Все эти красивые слова описывали лишь статические картинки. Взгляд автора, будто фотокамера, выхватывал из окружающего пространства отдельные кадры, неумолимо освещал их мощнейшей «лобовой» вспышкой – при этом тени оказывались глубоки и черны, а лица – бледны и плоски – и, в таком, ярко высвеченном виде, запечатлевал навеки на страницах данного произведения.
Кроме того, сами картинки рисуют такую непроглядную тоску… Да, эти картинки, безусловно, — узнаваемы. Например, семья Вики и Антонова. Сам борюсь, с большим или меньшим успехом, за то, чтобы собственная ячейка общества никогда не превратилась в подобную, обставленную дорогой мебелью, ледяную пустыню. Или возьмется автор описывать корпоративчик, организованный в небольшой, но очень гордой фирмочке времен перестройки. Все мы, кому досталось сомнительное счастье трудиться-выживать в 90-е прошлого века, видели, не раз и не два, эти лица, эти позы, эти взаимоотношения.
Вот и отказался я от этой радости – дочитывать до конца про грязь про эту, без единого лучика света.
nostradamvs, 27 июля 2012 г.
Вот же контраст-то. До того прочёл «2017», который показался мне лучшим романом Славниковой. Теперь же — входящий в сборник «Вальс с чудовищем» роман «Один в зеркале», который — ужасен, нечеловечески ужасен. Я думал, бессмысленнее «Стрекозы» уже не будет, но вот оно — имеется. 400 страниц словоигр, лишённых всякого смысла. Очень красивых словоигр, за которыми нет вообще ничего, море фантиков без конфеты. Я замучился, честно говоря; тут даже спойлерить нечего за неимением сюжета. То же самое можно сказать о всех входящих в сборник рассказах. В рассказе Славниковой вообще не хватает места для разворота чего-нибудь, кроме словоигрищ, и как-то эти словоигища, ни с чего не начинающиеся и ничем не заканчивающиеся, оставляют после себя печальное ощущение.
FixedGrin, 1 декабря 2011 г.
Очень странная, мрачная, депрессивная книжка, которую легко можно назвать альтернативной автобиографией (Славникова в молодости увлекалась аналитической геометрией и думала поступать на мехмат). Великолепный русский язык, местами — не имеющая себе равных визуализация образов. И крышесносящая психоделическая концовка.
Это, пожалуй, лучшее, что было в русском магическом реализме конца 1990-х.