Ари Штернфельд «Сквозь землю в космос»
Журналист, живущий в 2061 году, описывает личные впечатления о необычном полете в космос с помощью туннеля проходящего сквозь всю нашу планету. Жанр произведения — научно-фантастический очерк.
• При публикации в «Вокруг света» 1961 №1 об авторе указано: «Лауреат Международной поощрительной премии по астронавтике».
• Ари Штернфельд. Сквозь землю в космос: Научно-фантастическая картина будущего: [Очерк] / Рис. А. Гелевиуса // Наука и техника (Рига), 1961, №3 – с.32-34
Входит в:
— журнал «Вокруг света 1961'01», 1961 г.
— сборник «Космическая одиссея 2009 года: рейс на Меркурий», 2015 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Толкователь, 19 августа 2017 г.
Порой кому-то захочется сушеной до ржавчины рыбки и ничего, вкусно, есть ведь любители. Вот примерно так же нужно рассматривать произведение «Сквозь землю в космос», написанное в 1961 году в редком сегодня жанре — научно-фантастический очерк.
Итак, на дворе 2061 год (очерк был опубликован в журнале «Вокруг света» к столетнему юбилею). От первого лица журналист описывает личные впечатления о необычном полете в космос с помощью туннеля проходящего сквозь всю нашу планету. Автор щедр на пространные описания, поэтому несложно высчитать всю хронологию. Вот подробности:
- 1981 год — Начало строительства туннеля сквозь землю. Строят сразу с двух сторон, и, в каждой из двух точек «входа» образуются города — Центонград северный и Центонград южный. Строительство продолжается 53 года и становится мощным фактором объединяющим человечество и ведущим к процветанию, так как происходит рывок в развитии промышленности, а драгоценные руды и минералы из недр Земли оправдывают большие затраты.
- 2034 год — Завершение строительства туннеля и начало его эксплуатации. Появляются как грузовые, так и пассажирские перевозки. В глубине Земли располагаются экспериментальные станции «Марс-Меркурий». Их так называют потому, что сила тяжести здесь такая же, как на Марсе и Меркурии. Есть станции, где притяжение аналогично лунному. Рейсовые поезда движутся с остановкой на этих станциях.
- 2061 год — Собственно, события описываемые в очерке, то есть новый этап — первый (с пассажирами) «сквозной» полет в космос с помощью туннеля.
Автор подробно описывает пресс-конференцию. Устами начальника экспедиции в популярной форме излагаются принципы позволяющие запустить в космос этакий «поезд» из 32 вагонов. И вот, «поездка» начинается, а 24 минуты 29 секунд спустя поезд пролетает Центонград южный и устремляется в открытый космос. Боковые двигатели плавно поворачивают оси вагонов, состав изгибается в дугу, ее концы смыкаются в огромное кольцо из вагонов. Кольцо начинает вращаться, и центробежная сила возвращает ощущение веса, а каюте — нормальный вид.
Пройдя половину расстояния до Солнца, космический состав трижды обернется по орбите вокруг светила и через два года возвратится на Землю.
В свойственной советскому корреспонденту манере, автор делает всевозможные зарисовки: описание Центонграда северного, потом каюта в которой проходит путешествие и небольшое знакомство с попутчиком-строителем, которому 63 года. Автор хорошо поработал над детализацией и подробностями, но из штанов не выпрыгнешь, поэтому все описания делаются в категориях своего времени и коммунистической идеологии. Однако местами аргументы автора не просто не убеждают, а выглядят как-то наивно, даже для 1961 года. Особенно это можно отнести к описанию того, как во время строительства тоннеля возникла аварийная ситуация и чтобы остудить магму в недрах земли, туннель на время затопляют водами океана.
В процессе чтения мне припомнился фильм «Вспомнить все» (только не 1990 года, а 2012), где для сообщения между Объединённой Британской Федерацией (в Европе) и Колонией (в Австралии) используется лифт «СКАТ», проходящий через ядро планеты. Так что не такой уж древний и диковинный зверь эта идея с туннелем сквозь Землю.