Роберт Силверберг «Костяной дом»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Восточная Европа ))
- Время действия: Каменный век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в прошлое )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Наш современник в результате неудачного эксперимента оказывается в ледниковом периоде в племени дикарей, решивших испытать его, отправив на встречу с неандертальцем.
Входит в:
— антологию «Terry's Universe», 1988 г.
— антологию «The Year's Best Science Fiction: Sixth Annual Collection», 1989 г.
— сборник «Secret Sharers: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume 1», 1992 г.
— сборник «The Secret Sharer: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume 2», 1993 г.
— антологию «Future Primitive: The New Ecotopias», 1994 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— журнал «Если 1996'9», 1996 г.
— сборник «Multiples: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume Six (1983-87)», 2011 г.
— сборник «First-Person Singularities», 2017 г.
— антологию «Созвездие Льва-5», 2021 г.
— антологию «Time Troopers», 2022 г.
- /языки:
- русский (4), английский (12)
- /тип:
- книги (13), периодика (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- А. Новиков (2)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ns3230, 13 июля 2024 г.
Если судить по времени написания, то в те годы взгляд на кроманьонцев как на примитивных дикарей уже не был господствующей теорией в антропологии. Так что, в принципе, рассказ не удивляет развязкой.
_fEnIkS_, 28 августа 2015 г.
Рассказ представляет собой историю попаданца, переместившегося на 30 тысяч лет назад, в каменный век, с целью изучения древних людей. Но после скачка во времени что-то ломается, и вот главный герой остается в одиночестве на далекой пустынной земле. К счастью, он встречает племя «дикарей», которые с радостью принимают его к себе, «жалеют меня, убогого и ограниченного, но в то же время любят», и все же держат за чужака.
Однажды главному герою дают возможность стать полноценной частью общины, убив слоняющегося неподалеку от поселка неандертальца, и он начитает все больше убеждаться в примитивности дикарей, живущих в домах из костей мамонтов, считающих главным достоинством умение разбираться в свойствах грязи и замерзшей земли, в оттенках черноты древесного угля. Казалось бы, неужели даже у таких людей могла быть культура? Тем не менее автор ярко описывает их быт, будь то пение бардовских песен, пересказ мифов о духах, наличие собственного языка или искусство строить красивые теплые жилища. «Если вы думаете, что здесь только рычат и дерутся, то вы ошибаетесь.»
В конце главный герой с удивлением осознает, что дикари обладают помимо всего прочего и человечностью, после того как его квест заканчивается не так, как он ожидал. Единственное, что вызвало у меня вопрос, это название рассказа. Похоже, что Силверберг отождествлял костяной дом с общиной, такой же крепкой, надежной и уютной: «Описание дома может показаться вам несколько зловещим, но в нем есть какая-то дикая красота, а когда в него входишь, то сразу забываешь, что снаружи завывают ледяные ветры плейстоцена.»
Seidhe, 23 сентября 2015 г.
Один из лучших рассказов о доисторических людях, которые я читал в своей жизни. Очень впечатляет. В предыдущих отзывах уже не раз упоминали, что зря мы представляем их себе дремучими дикарями, но дело даже не в этом. Специалисты по каменному веку однозначно согласны с тем, что современный человек попросту не смог бы выжить долгое время в тех условиях, даже со всеми своими технологиями. А если и смог бы, то у него точно не оставалось бы время на искусство. Многие исследователи высказывали мысль, что само устройство общества должно было быть принципиально иным, в буквальном смысле каждый зависел от каждого. В коротком рассказе Силверберг смог не только коснуться всех этих тем, не только рассказать удивительно красивую историю о человечности, но и наполнил рассказ множеством деталей, которые делают его ещё интереснее. Это я про систему имён в племени, про этические нормы древних людей, про запоминающиеся описания природы и ландшафтов, но главное — про эпос, который вобрал в себя историю тысячелетий... Однозначно рекомендуется любителям историй о доисторических временах.
god54, 15 сентября 2015 г.
Однажды мне попалась довольно серьезная научная статья о каменном веке, в которой автор выдвинул довольно интересную, по крайней мере для меня, идею о том, что мы зря представляем себе людей того времени грязными ни на что ни способными дикарями. Вполне возможно, что их культура была значительно выше нашей, а их этические нормы могли бы стать для нас эталоном. Просто время стерло практически все следы. И вот этот рассказ, как подтверждение той теории, как светлая мысль, что не нужно судить о других по самому себе. А мне кажется, что нынешнее племя самое дикое племя людей за всю историю его развития. А рассказ совсем неплох.
kkk72, 29 апреля 2009 г.
А вот это рассказ Силверберга показался мне очень симпатичным. Можно, конечно. спорить о том, насколько правдоподобно автор описал нравы кроманьонцев и не слишком ли их осовременил. Но так ли много мы о них знаем? Они были людьми — и это главное! А все ли из нас смогли бы пройти тот тест на человечность, который прошел главный герой? История оказалась на удивление мягкой и доброй, оставив приятное «послевкусие». Обратите внимание!
azgaar, 27 ноября 2010 г.
Очень добрый и человечный рассказ. После прочтения стал по иному воспринимать людей из каменного века. Хочется верить, что они были такими же, как их описал Сильверберг.
LeMax, 24 марта 2009 г.
Мне кажется этот рассказ просто гениальный.
Наш современник думает о древних людях, что они — дикари. А они проверяют его на человечность.
Очень полезно иногда, сломав стереотипы, посмотреть на привычные вещи под новым углом.
Vendorf, 9 ноября 2008 г.
Интересная теория. Человек выжил в диком времени только благодаря тому, что оставался человеком, а не скатился в дикарство...
Uldemir, 25 сентября 2006 г.
Красивая зарисовка. Жаль, что у нее нет продолжения. Я бы прочел.