Дина Рубина «Двойная фамилия»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Три года он не видел сына. Тот повзрослел, стал категорично-независимым, вот фамилию взял двойную — Крюков-Воздвиженский, чтоб и отца и матери, и не знает, что случилось много лет назад, в год его рождения...
Входит в:
— сборник «Двойная фамилия», 1990 г.
— сборник «Всегда, всегда?», 2016 г.
— антологию «Tuyển Tập Văn Học Nga Hiện Đại - 12 Truyện Ngắn Đầu Thế Kỷ 21», 2020 г.
— сборник «Липовая жена», 2023 г.
Экранизации:
— «Двойная фамилия» 2006, Россия, Казахстан, реж. Станислав Митин
- /языки:
- русский (25), вьетнамский (1)
- /тип:
- книги (25), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Фан Сун Лоан (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Елена0208, 24 декабря 2024 г.
Хм… а я и не знаю ни одного человека с двойной фамилией… точнее лично не знакома. Правда была одна преподавательница в университете по какому-то предмету, но это не в счёт. А она точно была единственным человеком с двойной фамилией на моём жизненном пути. Я ещё тогда подумала: «Какой же класс эта двойная фамилия! И вот почему у меня-то не такая…». И даже поиграла со своей и маминой-бабушкиными, но ничего звучного не получилось, упорно не «играло» — они все оказались какими-то совсем не сочетаемыми. Порадовалась тогда своей обычной фамилии и благополучно обо всём забыла.
И что ж я такого классного тогда нашла в этой двойной фамилии?
Да, загадка, тайна, необычность и та самая пресловутая у-ни-каль-ность, вот и всё.
А между тем подоплека и появление этой двойной фамилии могут быть вовсе даже и не классными, как в повести Дины Рубиной.
Здесь двойная фамилия – это маленькая трагедия и большая душевная драма, оставившая свой след не на одном любящем сердце. Эта фамилия — тот ещё рубец на ране, которая вроде уже и отболела, и затянулась за многие годы, а тут глядь – и дала опять кровиночку, и побежало…
Сама история простая и отчасти даже избитая уже в кино и литературе, но от этого не менее трогательная и цепляющая те самые струнки где-то у нас внутри – сколько их таких в мире и сколько еще будет – муж, жена, ожидание, чужой дядя, ложь, ребенок, жалость, страдания, мучения, разлука. Тайна этой двойной фамилии раскрывается перед нами шаг за шагом, предстает во всей своей красе. И вот загадка разгадана, и совсем она даже не классная ЭТА двойная фамилия.
Я стараюсь их не осуждать. Все они люди хорошие, и за свои ошибки заплатили сполна. Но мне их очень жалко. Такого врагу не пожелаешь.
И хорошо, что у меня и моих близких, как и у многих их из вас я надеюсь, фамилия одна, самая-самая и без всяких трагедий.
bubnov1959, 14 ноября 2024 г.
Не зря сказано: «Не прелюбы сотвори» — вот и страшная расплата за нелепую случайную связь с нелюбимым занудным «как тянучка». И начался многолетний ад как для виноватых так и для невиноватых. Повесть читается легко в интересной форме монолога- диалога хоть и тема печальная. Впрочем, что это я только о тяжелом — в повести есть жизнерадостный герой — Филипп Крюков-Воздвиженский — настоящий сын пусть и не кровный — духовное родство важнее! А мог бы и не родиться...Р.S. А виниться должен тот кто виноват.
strannik102, 3 июля 2021 г.
Как это водится за Диной Ильиничной, форма подачи сюжетного материала определяет эмоционально-чувственное сопровождение читаемого и послевкусие к прочитанному. Ну, вот, в общем-то, довольно прозаическая история — измена жены и сомнения в своём отцовстве (даже и не сомнения, а прямые знания). Однако чувство любви к беспомощному и ни в чём не виноватому ребёнку заставляет неродного отца остаться в семье и продолжать растить и воспитывать, да при этом ещё с таким самоотвержением, что и соседи и даже незнакомые мимопроходящие замечают эту любовь и заботу.
Однако фишка повести не в этом сюжетном повороте, а именно в тех довольно сильных чувствах и эмоциях, которые возникают у читателя в самом процессе чтения/слушания. Эмоциональное отреагирование и является тем важным компонентом к сюжетной линии, который определяет восприятие и отношение и к сюжету, и к поступкам героев повести, и вообще к творчеству Дины Ильиничны. А припасённый финальный поведенческий ход от одного из главных героев ставит жирную… жирное многоточие во всей этой неоднозначной истории.