Джеймс Клавелл «Благородный дом»
1963 год. Таинственный и романтичный Гонконг — сердце Азии. Более ста лет назад Дирк Струан, создавший Благородный Дом, мечтал превратить пустынный остров в процветающую колонию и оттуда управлять Азией. И теперь здесь главную роль играют финансы, торговля, судоходство и большой бизнес. В руках Иэна Данросса, нынешнего главы Благородного Дома и блестящего бизнесмена, сосредоточена огромная власть, которую он использует, чтобы спасти компанию от финансового краха. Для этого все способы хороши: переговоры с американским миллионером, рискованная игра на бирже и даже взаимодействие с гонконгскими триадами. Во что бы то ни стало Иэн должен удержать компанию. И у него есть всего неделя…
Входит в:
— условный цикл «Азиатская сага»
Экранизации:
— «Благородный дом» / «Noble House» 1988, США, реж. Гэри Нельсон
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
prouste, 28 августа 2018 г.
Прочитал с большим удовольствием, заворожен талантом автора по части интригосложения, наведения тени на плетень и умения жонглировать харизматичными авантюристами. Это однозначно не лучший роман Клавелла, который по существу внятный римейк ТайПэна с аналогичным и определяющим конфликтом глав двух домов на фоне декораций Гонконга, понятно, спустя века. Как и в Гайдзине, есть мощнейшая девица во главе сюжета, а еще уйма различного рода спецслужбистов. Умиляет, понятно корабль «Русский Иванов», но клюквы в меру: если бы дело было все ж таки на территории СССР, боюсь, было бы совсем худо, а так пьет советский агент водку и матерится неудачно — это не фатально. Приятно встретить портрет автора в фигуре второго плана. Сочные кульминации: промежуточная с пожаром плавучего ресторана и финальная с оползнем, исполняющем роль тайфуна из упомянутого выше другого романа.
Есть средних достоинств старая экранизация с вменяемым Броснаном, сутулой и сильно на любителя центральной героиней и снятая без сиротства в 1984 году — по нынешним временам невероятно архаичная. Когда на телевидение пришли большие деньги и таланты, надеюсь на экранизацию этого и других романов Клавелла в большом формате. Сюжет того стоит. Диалоги стоит же переписать. Этот роман не из самых-самых дорогих в экранизации, зато действие происходит в недалеком прошлом и все достижения гонконгских режиссеров типа То в воссоздании образа города, местных типажей, монтаже очень были бы кстати.
Барг, 8 ноября 2012 г.
Третий и последний том трилогии о Благородном доме. Роман о Гонконге, гласит второе название, и это правда: в книге ярко показан мира Гонконга шестидесятых годов двадцатого века – все социальное и расовое расслоение, и смена поколений: зачастую неграмотных стариков, накапливающих состояние грубым путем контрабанды, торговли наркотиками, нелегальными сделками, сменяют молодые, получившие образование на Западе, сыновья – акулы современного бизнеса, что делают деньги на биржах и через хитроумные банковые операции – не менее жестокие, но действующие гораздо более тонко.
Роман о наследии Дирка Струана, о проклятии и благословении его Благородного дома – поставленного им так высоко, что вызывает зависть и желание занять его место и у врагов и у друзей. При размышлении о нем вспоминается знаменитое «с большой силой приходит большая ответственность».
Но также этот роман можно назвать памятником холодной войне – Клавелл ярко выражает свои правые взгляды: Советы и «кровавая гэбня» выступают в романе главным и абсолютным злом, и автора зачастую заносит – монологи персонажей о злодейском СССР и планах России по захвату всего мира часто выглядят чересчур пафосно-агрессивно, я уж не говорю о мыслях агента КГБ – это просто клюквеннейшее клише. Но, что хорошо, Клавелл разделяет народ и государство, не раз показывая, что считает простых людей не злодеями, а жертвами режима. Что еще покоробило, так это незнание истинной личности Мао, явная недооценка ужаса его режима и выставление Китая в роли жертвы России — в этом отчетливо видно влияние пропаганды Великого кормчего, что в свое время изрядно запудрила мозги Западу. Тематика, очень подходящая ко времени описываемых событий — последующая за Карибским кризисом всеобщая шпиономания (и не беспочвенная, откровенно говоря, стоит вспомнить ту же Кембриджскую пятерку, не раз упомянутую на страницах книги) во всей красе.
В общем и целом – очень интересная, хорошо написанная книга со множеством персонажей и великолепно закрученной многоплановой интригой, держащей в напряжении до последних страниц. Главный минус же для меня – описанная выше агрессивная риторика в отношении России и неправильное представление о направлении китайской внешней политики и режиме Председателя – если бы не это, роман можно было с чистой совестью назвать великолепным, а так – просто очень хорошим.
Elric, 22 декабря 2010 г.
Окончание истории семейства Струанов. Действие происходит через 100лет после «Гайдзина» и уже во второй половине XX века.
К сожалению от классического Гонконга и антуража Тай-Пена практически ничего не осталось — все повествование сводится к описанию войны корпораций — с таким же успехом все это могло происходить скажем в Америке, правда присутсвуют постоянные отсылки на деятельнось карги Струан, главной героини «Гайдзина» . Но если бы не они, то связи c преведущими книгами не было вообще практически никакой.