Александр Кондратьев «Шёпот Пана»
- Жанры/поджанры: Постмодернизм
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Античной ) | Лирическое | Социальное | Эротическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Культы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
К страннику, что устроил себе ночлег в пещере, является во сне бог Пан и рассказывает истории о былых временах, когда весёлого бога-покровителя пастухов уважали и почитали жители окрестных земель.
Впервые опубл.: Русская мысль, 1912, книга IX (сентябрь), стр. 128-135.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergej210477, 7 февраля 2024 г.
Трогательная и печальная история.
После великолепного предыдущего отзыва, сказать мне и нечего.
Когда-то, могущественный, всеми почитаемый и любимый бог Пан, жалуется на свою судьбу. Его тоска по былому величию, слышится усталому задремавшему путнику в журчании родника, шелесте листьев, дуновении ветра.
Атмосферный рассказ, наполненный звуками, запахами и красками Древней Греции. Сюжета, как такового, собственно, нет, но, произведение написано мастерски. История так и играет солнечными бликами, дышит дневным зноем и веет прохладой лесных ручьев.
Красиво.
Тиань, 24 июня 2017 г.
Когда-то бог Пан был ярок и силен, много людей нуждалось в нем, много жертв приносилось ему. Потом провинился бог перед людьми, был оставлен и практически исчез, растворился в природе. Лишь в полудреме человек мог услышать шепот Пана.
А поговорить ему хотелось, пусть хотя бы шепотом, ведь так грустно быть отлученным от людей за то, что был снисходителен к слабостям их дочерей, в меру сил защищал оступившихся девушек от осуждения. Но девушки болтливы в той же мере, как и влюбчивы. Сговорчивость козлоногого божества получила огласку, жрецы оскорбились и перестали обращаться к его суду в деликатных вопросах. И захирело божество лесное, стало практически невидимым и безгласным. В своем отношении к Пану люди уподобились Артемиде, сурово покаравшей нимфу Родопис за такое же снисхождение к смертным девам.
В этом есть некая неправильность. Природа античного Средиземноморья буквально пронизана негой и сладострастием. Свет, тепло, зелень, вода — мир прекрасен и чист, он жаждет любви и вовлекает человека в эту жажду. А люди устанавливают искусственные ограничения. Артемида не проигрывает Афродите, ее позиции укрепляются.
В этом мифе зашифровано некое предощущение смены эпох. Вот уже совсем скоро любовь будет олицетворять не яркая и чувственная Пеннорожденная красавица, а строгая унылая Мадонна. И Пану не остается места на земле. Его уже почти что нет, лишь шелест листьев слышится задремавшему путнику.
Но, уходя из мира людей, лесной бог не держит злобы на сердце. Он бережно выдворяет путника из опасных для человека мест. Растворившись в природе, он остался тем, кем был всегда: покровителем жизни и чувственной радости любить, дышать, быть... Так принять поражение мог далеко не каждый бог-олимпиец. Да и не поражение это вовсе. Ведь и сейчас в шелесте листвы сквозь дрему можно услышать шепот лукавого Пана, Он всего лишь стал частью того мира, который воплощал.
Очень живой чувственный рассказ. Ощущение средиземноморской природы, тепла, близости моря, убаюкивающей полуденной жары переданы удивительно ярко. Читая, словно сама прикасаешься к этой сказочной природе, созданной для мифов и сказок.