Илья Ильф, Евгений Петров «Саванарыло»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Сатирическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Тяжелая, неблагодарная работа у артистической братии — отвечать запросу просвещенного заказчика! Без его деятельной критики ни плакат нарисовать, ни в синематографе сыграть, ни в мюзик-холле станцевать совершенно невозможно! Эдакий провозвестник новых идей, поборник добродетели, который, однако, не против творческих исканий, нюансов и взлетов... но в границах разумного! Одно слово — Саванарыло.
Первая публикация — «Литературная газета», 1932, 23 октября.
В 3-м изд. «Как создавался Робинзон» и «Собр. соч., том 3» (1939) ошибочно датирован 1933 годом. (Информация Phil J. Fray1986)
Входит в:
— сборник «Как создавался Робинзон», 1933 г.
— сборник «Как создавался Робинзон», 1933 г.
— сборник «Как создавался Робинзон», 1935 г.
— сборник «Собрание сочинений, том 3», 1939 г.
— антологию «Русская советская сатирико-юмористическая проза. Рассказы и фельетоны 20-30-х годов», 1989 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Фалкон, 13 июля 2016 г.
Краткая и веселая поэма о ханжестве в форме юмористического рассказа.
Сюжет (поскольку рассказ юмористический, изложение абсолютно не повредит; в нем смысл — в конкретном тексте):
Условный художник приносит условному редактору условный плакат на производственно-социалистическую тему.
Редактору не нравится, что девушка-официантка на плакате имеет ... грудь и, мечущий молнии, аки Зевс, редактор вынуждает художника эту грудь ... полностью замазать гуашью; ликвидировать.
Дальше ситуация переводится в категорию полнейшего абсурда и гротеска — это надо читать.
Рассказ, вроде, 1932 года, но вот именно благодаря тому, что это и не юмор вовсе, а самая настоящая сатира, мы еще 50 лет после написания рассказа пожинали плоды тонко подмеченного авторами подхода. Именно благодаря таким «редакторам», равно как и благодаря воспитанной такими редакторами «самоцензуре» авторов, мы имеем полнейшее отсутствие каких-либо намеков на интим в любом фантастическом произведении, описывающем социализм или, тем более, коммунизм. Неестественные герои и героини занимаются наедине всякой хренью; женщина — это коллега, товарищ; а детей приносит аист. А, учитывая, что светлое будущее в фантастических романах нам частенько подсовывают не только без половой любви, но еще и без семьи, с изъятием и «общественным» воспитанием детей; то я, склоняющийся к коммунистическим воззрениям в вопросах труда и распределения материальных благ, тем не менее в такое будущее не хочу.
Оценка — 10.