Карлос Руис Сафон «Сентябрьские огни»
- Жанры/поджанры: Мистика | Хоррор/Ужасы (Готика (Современная стилизация ))
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой | Становление/взросление героя | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Подростковая литература
Загадочная история подростков из маленького приморского городка, вступивших в схватку с таинственным Злом… В этом романе автор собрал в едином тексте символы, образы и метафоры, встречающиеся в его произведениях, — от маяка и дома, где все не то, чем кажется, до очищающего огня и сделки с дьяволом… Метатекст, столь характерный для испаноязычной современной литературы? Невероятно интересно!
Входит в:
— цикл «Трилогия Тумана»
- /языки:
- русский (4), испанский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (6)
- /перевод:
- Е. Антропова (4), И. Шевченко (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tarasovich09, 16 июня 2016 г.
Известный испанский писатель Карлос Руис Сафон написал замечательный мистический (или сказочный) роман для детей и юношества еще в 1995 году.
Произведение получилось задушевным, красивым, точным по языку и описаниям, интригующим по действию и очень атмосферным.
Автору хорошо удалось передать жизнь бедного семейства Совель в доме на берегу моря в далеком 1937 году.
Чтобы выбраться из отстрой нужды, наступившей после смерти главы семейства, Симона вынуждена была согласиться стать экономкой в замке богатого кукольного мастера-фабриканта Лазаруса Жана. Она и ее дети Ирен и Дориан попадают в атмосферу страшных тайн, оживших кукол, переживают ряд опасных приключений.
Писатель старается писать красиво, хорошим языком, возвышенно и поэтично. Временами его строки напоминают прозу Александра Грина.
Хотя, по общей философско-тематической канве романа, Сафон более близок к готической европейской литературе и романтизму девятнадцатого века.
Оттуда же — традиционные темы: тайны книг, загадочный дневник, зловещая тень — двойник человека, маски вместо лиц, сделка с дьяволом и расплата за нее.
Получилось увлекательное повествование, которое читаешь взахлёб и с чувством глубокой благодарности автору. Вспоминаются страницы книг Андерсена, Стивенсона, Диккенса, Гофмана и Шамиссо.
Podebrad, 15 октября 2014 г.
С первого взгляда «Сентябрьские огни» оставляют впечатление голливудского сценария. Сюжет развивается по законам кино, практически нет необязательных героев и второстепенных сюжетных линий. В то же время, этот псевдосценарий выполнен на хорошем литературном уровне. Восторгов разделить не могу, но качество выше среднего. Предметы и люди все время оборачиваются не тем, чем кажутся на первый взгляд. Сюжет держит до самого конца, и сохраняется атмосфера страха, что в данном случае и требовалось. Это ощущение взрослого человека, который относится к подобным произведениям с большим скепсисом.
В целом, конечно, книга рассчитана на подростков. Однако автор решил не ограничиваться возрастной аудиторией и захотел сделать свой роман сложнее и глубже обычного ужастика. Это, скорее, пошло в минус. Автор пересказывает старые сказки на новый лад и, насколько я понял (не уверен, не специалист), добавляет в них ожившие конструкции психоаналитиков. Не знаю, возможно, поклонникам психоанализа это будет интересно. Мне в этих местах становилось смешно.
Elessar, 9 января 2013 г.
Очень симпатичная мистическая история для подростков, хоть и чуточку слабее позднего творчества Сафона. С годами проза Руиса становится жестче, реалистичнее, куда вариативней в плане сюжетных ходов, тут и спорить нечего. Но всё же и в дебютной, слегка детской и сказочной трилогии есть, несомненно, своё обаяние.
И, если присмотреться, зрелые работы Сафона, которым часто противопоставляют его же подростковые книги, берут начало как раз отсюда. Ингридиенты всё те же, хоть и в иных пропорциях. История героев, семей и отдельных личностей, пронесённая сквозь годы. Потери и утраты, радость и счастье. Непременный мотив одиночества, которое открывает двери злу. Огонь как символ искупления и очищения. Тщательно прорисованный фон, сцена, на которой развернётся действие. Таинственные дома, скрывающие нечто загадочное и жуткое. Печальная романтика и образы молодых влюблённых, которых жестокая судьба разлучит на самом пике их чувств. Смерть как печать утраты, даже здесь, в книге для детей, хотя ничто, казалось, не предвещало. Обманувшаяся мудрость, жертвующая всем ради ещё одного шанса для молодых и наивных, лишь бы не повторили тех же ошибок. Аутодафе как последний крик души и последний аргумент в споре с судьбой. Ultima ratio regis, неважно, идёт ли речь о короле строк или императоре механических ангелов. Всессожжение, война со злом в душе, преемственность поколений. Король мёртв — да здравствует король. Не так ярко, не так блестяще, не так обжигающе-прекрасно, как в поздних работах, но всё-таки волшебно. Возможно, «Сентябрьским огням» и суждено навсегда остаться в тени ветра, но всё же этот роман — настоящая находка для любителей мистики и готической драмы. И, разумеется, при всех своих недостатках «Сентябрьские огни» — работа подлинного мастера.
Felis Manul, 23 августа 2012 г.
Одна из немногих книг, которую я при своей литературной всеядности, бросил. Вторично и наивно. «Тень» Шварца, легенды о мастере Коппелиусе и о сделке с дьяволом, а также идея доппельгангера, проживающего жизнь за своего оригинала через призму восприятия подростков. Снова гибель одной из героинь, правда, второстепенной, но как и в двух первых книгах маломотивированная в общем контексте. Опять история «зла» пересказанная с корректировками, сделанными неизвестно зачем.
Опять никакого отношения к предыдущим книгам. Просто три истории предвоенного или военного времени, слишком мистические для подростков и слишком подростковые для любителей мистики. В одном из предисловий Сафон написал: «Писатель обычно испытывает соблазн переделать неудачные отрывки, а также исправить недостатки, которых бывает достаточно достаточно много в ранних произведениях. И таким образом создается впечатление, будто дарование его на заре творчества отличалось большей зрелостью, чем было на самом деле. Я посчитал, что честнее оставить текст без изменений. И роман таков, каким я его сделал, располагая скромными навыками и доступным мне в тот момент арсеналом выразительных средств.». К сожалению, эти недостатки слишком хорошо видны и читателю.
Если бы я начал знакомство с Сафоном с этой трилогии, то «Тень ветра«и «Игру ангела» просто не стал бы читать, будучи уверенным, что ничего путного этот автор написать не сможет. Однако «Тень» и «Игра» мной оценены на 9 баллов.