Владимир Свержин «Трёхглавый орёл»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Ироническое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь | Америка (Северная Америка ) | Мировой океан, моря | Европа )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в прошлое | в другой мир ) | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Перед вами — первое собственное дело легендарного своим хитроумием сотрудника Института Экспериментальной Истории по прозвищу Лис. В смысле — дело, ставшее для Лиса собственным далеко «не от хорошей жизни«!
Всего-то и надо — переправить своего коллегу-оперативника из Англии в российский «век золотой Екатерины». Не скучно ли? Ну а что — если?!
И вот пугачевские казаки отправляются, пардон, подавлять Войну за независимость в Новом Свете, да так при этом и норовят, подлецы, присоединиться к повстанцам!
И вот уже индейцы братаются с «мордвой и калмыками», граф Калиостро сам уже не вполне соображает, «об что колдует», а княжна Тараканова, в порыве идиотизма освобожденная из Петропавловской крепости, мешает жить и героям, и злодеям — в равной степени.
И гордо реет над вольными штатами «Америки — Руси Заморской» новый герб — орел… трехглавый!!!
Входит в:
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 370
Активный словарный запас: высокий (3195 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 73 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 56%, что гораздо выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 11 февраля 2022 г.
Последние двадцать пять лет многотомный цикл Свержина оставался для меня трилогией. Трилогией прекрасных романов, вышедших в серии «Абсолютная магия»: «Закон единорога», «Ищущий битву», «Колесничий фортуны». Читал и перечитывал сам, читали друзья и знакомые. Весело, залихватски, интересно.
Выход приквела в 2001-м году как-то прошёл мимо меня, а там и читательские предпочтения несколько поменялись. Как минимум, я перестал искать юмор ради юмора в фантастике. И вот, с грустью узнав в апреле 20-го о смерти автора, решил почтить память. К тому же, было интересно почитать про первое приключение двух неразлучных друзей. Но со всеми эпидемиями и прочими неурядицами, добрался до «Орла» только сейчас.
Сложно сравнивать с книгами, читанными четверть века назад, но кажется, что в приквеле, по сравнению с оригинальной трилогией, слог стал более гладким, но и юмора стало поменьше.
Да, цикл напоминает произведения о Ричарде Блейде: каждый роман — не связанное с другими приключение в параллельном мире и в других временах.
В первое приключение героя отправляют в конец восемнадцатого века: якобиты, повстанцы-американцы, граф Калиостро, масоны. Масоны — это всегда отрада для глаз моих. Хоть и поданы они в «Орле» без должного конспиративного ореола.
Пираты, герцогини, княжны; Лондон, Кале, Петербург, Америка.
Главный герой — бывший коммандос, мастер рукопашного боя и фехтования. Правда, в первой же стычке был ранен ножом в бедро и пулей в плечо.
Протагонист становится порученцем русской императрицы, очаровывает всех и вся и направляется на переговоры с Пугачёвым, на которого Екатерина имеет планы. Ну, по большому счёту — попаданческие мушкетеры-гардемарины. Авантюрно-приключенческий роман.
Но почему-то и зачем-то героям то всамделишные русалки повстречаются, то избушка на курьих ножках с Бабой Ягой вместе. Совершенно неуместные вставки, да ещё и разрушающие веру в мир: почему и главгерой, и Екатерина Великая считают Калиостро шарлатаном, неспособным к омоложению пациентов и не могущим трансмутировать золото из свинца, когда в этом мире есть очевидная сверхъестественная нечисть и папоротников цвет.
Географический зигзаг из Европы в Америку периода войны за независимость чем-то напомнил мне тетралогию Киза «Эпоха безумия». Свержин пишет более читабельно, но у него нет врезающейся в Землю кометы!
И да, на мой дилетантский взгляд автор прекрасно владеет историческим материалом екатериниской эпохи. Словечки, персоналии, нюансы политики.
У книги абсолютно нет сверхцели, кроме как показать зарю карьеры героев цикла. Но, как говорит Шон Пенн — «я родился готовым». Вот и Вальдар Камдил — первый раз в другом времени и измерении, без особой подготовки, но его ничего не смущает и круче него только горы.
Я подвыдохся где-то на середине. Декорации очерчены, маршрут ясен из аннотации, шуткам напарника не хватает измерений, интрига с парой заговоров интереса не вызвала. Разрешение коллизии было в общих чертах понятно почти сразу.
Но да, в последней четверти и финальных главах было круто! Русские казаки с масонами против армии континенталов и англичан! Тертлдав какой-нибудь на трилогию бы растянул то, что у Свержина заняло сто страниц.
И знаете, какая третья голова была у геральческого орла? Белая. Намёк понятен, надеюсь.
Плотный альтисторический приключенческий роман!
Для 2001-го года — прекрасно! Ещё один из предтеч жанра про попаданцев.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Может даже ещё почитаю серию.
UlvHare, 20 февраля 2020 г.
Какая прелесть! Какой полёт фантазии! Не 10 только за отсуствие продолжения в этом мире. Не так изящно и глючно, как в основном цикле (где Катгабайл), но по теплу и ламповости ;-) для меня это лучшая книга про ИЭИ.
dxbckt, 11 июня 2019 г.
Честно говоря читать эту книгу я начал только ввиду того, что у меня в библиотеке накопилось уже 5 книг данной СИ (разных издательств) — и если уж читать, то в соответствии с хронологией. Вся проблема — в том что собрать «всю линейку данной СИ» не удалось даже у меня (хотя я честно старался)... Плюс к этому не все «тома на руках» идут друг за другом (некоторые «в разнобой»), вот я и решил — начать читать в online (недостающие тома) и не ждать больше случая их докупить...
Сразу скажу некоторые части данной Си я читал давным-давно... В целом сюжет данной СИ мне был понятен: некая структура (типа НИИ) занимается изучением «узлов бифуркации» и засылает во всякие «интересные места и времена» своих сотрудников, дабы они что-то узнали, вынюхали или просто «подшурупили правильную нить истории». Разумеется данный процесс сопровождается «массовыми приключениями», поскольку события «имеют место» (как правило) во времена «былинные» (средневековья там всякие и тп).
Вообще-то это не совсем мой любимый жанр (непонятно: то ли «попаданцы», то ли АИ, то ли просто «приключения дяди Васи в Корнуолле»)... Но поскольку книги куплены и ожидают своей очереди на прочтение (некоторые уже лет 5-6) то и … надо соответствовать!
Конкретно эта часть (как ни странно) была написана гораздо позже имеющихся у меня частей («Власть Единорога», «Ищущие битву», «Колесничие фортуны» и других) — но по хронологии значится первой! Хм... Ну допустим...
Далее (собственно при самом чтении) становится понятно что эта часть (призванная расставить все по местам), только вконец запутывает читателя... Так настроившись на более-менее серьезное чтиво (в рамках «прошлых чтений») Вы возможно удивитесь тому что «тут разговор пойдет» в очень легкомысленном тоне: ГГ предстоит встретиться не только с интригами «большого двора» (Екатерины и пр), но и принять некое участие «в расколдовывании» своих спутниц, встретиться с Бабой Ягой и прочими фольклорными персонажами...
В общем данный сюжет «постепенно скатывается» на юмористический... плюс «лучшие традиции» изд. «В вихре времен», где «устоявшаяся история» меняется как перчатка, и где Емельян Пугачев с казаками отправляется «освобождать» (по просьбе английских товарищей) Американскую Ново... (пардон) Малороссию)) а отвоевав ее — тут же заявляет о своем полном неподчинении Британской империи...
Далее «каша» иных последствий (такого изменения истории), первый съезд «мирового пролетариата» и... собственно не совсем понятно что собственно хотел сказать (автор). Если конечно ничего и это лишь «развлекательное чтиво»... то претензий собственно и нет.
olpo70, 8 ноября 2016 г.
Прочитал книгу, потом прочитал отзывы. Я даже не обратил внимание что это приквел. А люди пишут что он слабее чем всё остальное! Ну если он слаб, то мне просто повезло. я с нетерпением берусь за продолжение и предвкушаю...
Я с огромным удовольствием читал эту книгу. Блин вот где оказывается огромное поле деятельности. Историю можно придумывать( в принципе что и делают в современном, реальном мире), причем придумывать смешно и интересно. Я бы сказал это своеобразная игра. Я бы её назвал:«А что было если...?». И я думаю в эту игру интересно было бы поиграть всем .
Да играть интересно, но писать альтернативную историю должны только профессионалы. И тогда это становится очень интересным. А когда у автора фантазия простирается настолько широко, что он помимо всего прочего включает в повествование ещё и ... Бабу Ягу. Да причем к месту и органично вплетая в повествование. Класс! Так получается это уже и фэнтези? Да, а почему бы и нет.
И самое главное юмор. Тонкий, умный и ненавязчивый.
dimon1979, 11 ноября 2013 г.
Наконец-то нашел время, чтобы ознакомиться с циклом Владимира Свержина про Институт экспериментальной истории. Не стоит искать в этом произведении каких-то откровений по истории, не это было целью автора. Хотя описание эпохи, в которую попали герои романа, получилось подробным и точным, но основано все на предположениях — «А что было бы с Россией, если бы Екатерина Великая не казнила Емельяна Пугачева». По задумке Свержина, все получилось бы очень хорошо. Десятки тысяч бунтовщиков отправились покорять берега далекой Северной Америки, которая загибается под гнетом колониальной Англии. Одним движением царица Екатерина избавляется от головной боли в лице Пугачева, а также становится причастной к колонизации Америки казаками.
Понятно, что в действительности такого никогда бы не случилось. Слишком много факторов против этого. Если же рассматривать данное произведение, как неплохой образец приключенческой фантастики, не выдвигая требований по реконструкции исторической хроники, то можно неплохо провести время. Книга пропитана самыми разными приключениями, которые происходят и на суше, и на море. Автор обладает хорошим чувством юмора, наделив одного из своих главных героев этими же качествами, он делает прочтение текста легким и веселым.
На страницах данного романа, мы встретим несколько известных исторических персон — Екатерина Великая, граф Орлов, Емельян Пугачев, граф Калиостро и еще множество самых разных деятелей той эпохи, как российских, так и из-за океана. Свержин старается использовать все, что об этих людях было известно, применяет слухи и сплетни, что делает образы персонажей более понятными и четкими. Опять же повторюсь, это не делает этот рассказ учебником по истории.
На мой взгляд, главным достоинством серии книг Владимира Свержина, являются его главные герои. Сотрудники Института — наш соотечественник Лис и английский барон Вальдар Камдил, именно этой парочке предстоит решать сложные задачи в прошлом. Это абсолютно разные по характеру люди. Лис — всегда веселый, неунывающий молодой человек, в меру циничен, любит женское общество, для достижения цели готов на все, именно на нем держится вся юмористическая составляющая цикла. Барон Камдил — полная ему противоположность. Он строго воспитан, ставит свою честь превыше всего, может завалить задание из-за своей гордости, упертый, умный, отлично владеет любыми видами оружия. Казалось бы, что общего может быть у таких разных людей? Но подобные союзы чаще всего и добиваются результатов, так как один из участников гармонично дополняет другого и наоборот.
Судить о всем цикле по первому роману серии нельзя, однако оценить авторский стиль и манеру можно. Пока мне все нравится и я буду продолжать следить за приключениями веселых сотрудников Института экспериментальной истории.
VovaZ, 12 июля 2015 г.
Поздний приквел цикла мне понравился несколько меньше, чем предшествующие ему романы цикла.
Сюжет, положим, столь же безалаберный, как обычно. Чрезмерно переполнен событиями, и неравномерен темпорально. Но это вообще свойствено раннему Свержину.
Проблема, что и в сценизм, который обычно вытягивает эти романы, автор не вложился по полной. События построены чрезмерно контурно. Драйв присутствует не всегда.
Образ Вальдара вышел слегка двумерным, да и Лис утратил привычный колорит.
В целом, прочлось, но особого воторга не вызвало.
StasKr, 8 января 2009 г.
Не разделяю восторгов по этой книге. И при чём здесь альтернативная история? Альтернативная история это когда автор рассматривает тот или иной ВОЗМОЖНЫЙ вариант развития событий. А покорение Пугачёвым Америки невозможно было в ПРИНЦИПЕ. И временной зазор в несколько лет, как верно отметил Nog, это ещё самое маленькое допущение. Особенно меня в тупик поставила история с Салаватом Юлаевым, который вместе со своими ордами прошёл от Волги до Чукотки, потом переправился через Беренгов пролив и миновав канадские леса и болота вышел на соединение с Пугачевым. Когда подобный бред пишет американец, например Джеймс Клевел в «Тай-Пэне» (так что Свержин у нас тут далеко не оригинален) у нас это списывают на невежество янки. Но когда подобный идиотизм пишет наш автор, пусть даже и в юмористическом произведении, никакие отговорки уже не спасают!
Относительно высокую оценку ставлю только из-за юмора. Автор не скрывает своего иронического подхода к теме альтернативной истории (в отличие, допустим, от Поснякова о котором я недавно отписывался), а значит можно понять (но не оправдать!) весь этот бред, что обильно льётся со страниц книги.
AlekseiG, 9 августа 2012 г.
Хорошая книга. Как говорили выше, не совсем попадает в жанр, да и не русский главный герой сперва оставляет осадок(с другой стороны, может, автор таким образом хотел показать стирание всяких барьеров во имя общей цели?), хотя по ходу чтения об этом забываешь. Книга завлекает, буду с интересом читать продолжение. В общем, читайте, не обращая внимания на некоторые нелестные отзывы, полёт фантазии автора потрясает!
VAI, 17 июля 2009 г.
Читается действительно с удовольствием. Непрекращающиеся приключения в стиле гардемаринов, да и в ту же эпоху, описанные легко и азартно, увлекают и заставляют читать и читать, без отрыва от книги. Два допущения, на которых основан сюжет — само наличие Института альтернативной истории и умение его сотрудников телепатически общаться — данные без всяких объяснений, поначалу немного мешают, поневоле за понятием «институт» ожидаешь некую научную программу, какую-то цель действий, хотя бы планомерное наблюдение. А уж телепатия, включаемая то прикосновением к «символу веры», то просто так, ну совсем не вяжется с тем уровнем цивилизации, который породил сам институт. Ведь оба главных героя — по всем признакам — наши современники. Особенно Серега Лис — ну вообще наш человек. Впрочем, эти недоговорки быстро остаются «за кадром», их просто принимаешь, как стартовое условие развитие сюжета, и ничего более от нового (то ли параллельного, то ли еще какого) мира 18-го века не ждешь, тем более, что описан этот мир весьма реалистично и быстро начинает восприниматься, как реальность, как будто так все и было на самом деле. И вдруг — бац — Баба Яга со своей избушкой! Потом волхвы... Но все равно — это наш мир, наша Русь, со всеми своими атрибутами — от фаворитов императрицы до фольклорных элементов. И Пугачев, и Орловы, да и все, вплоть до самых мелких героев — люди живые, достоверные, и описанные весьма ярко и интересно.
Единственный момент, который так и остался некоторой занозой при прочтении — главный герой, 100%-ный англичанин, с 900-летней историей предков и с абсолютным понятием о чести, общаясь с нашим соотечественником, веселым рас... простите, разгильдяем Лисом, вполне понимает не только его русскую (хотя и с натяжкой русскую) речь — все же гипнотически научены все языки понимать, но и его постоянные шуточки и поговорки, которые понять может только человек, живший в СССР конце 20 века. Хотя сами шуточки неплохи и читателю, жившему в вышеуказанное время, вполне понятны и забавны. Впрочем, это тоже мелочь — ведь ясно, что шуточки эти не для Камдила, а для нас с вами говорены...
Резюме — книга хорошая, читать рекомендую всем, любящим приключения!
kkk72, 7 июля 2009 г.
Именно этот роман открывает цикл о Камдиле и Лисе. Написан он в типичной для автора манере: головокружительные приключения, много юмора, как тонкого, так и весьма грубоватого, колоритные герои, историческая основа, переиначенная до неузнаваемости. В данном случае в основу романа положена крайне оригинальная идея: восставшие казаки Пугачева переправляются в Америку и участвуют в войне за независимость США. Не буду обсуждать реалистичность подобного сценария. Естественно, ее нет и быть не может. Тем не менее, для любителей «Гардемаринов» этот роман будет вполне интересен. Драки, интриги, погони присутствуют в нем в достаточном количестве. Нередко автору удаются вполне удачные шутки и аллюзии на известные произведения. Особенно неплохи эпиграфы к первым главам. Однако, во второй половине романа, с появлением Лиса шутки становятся все грубее, а события все фантастичней. Зачем было приплетать в эту историю волхвов и Бабу Ягу, мне совсем непонятно. Некоторые сюжетные линии остаются оборванными, персонажи то пропадают из поля зрения автора, то вновь появляются из ниоткуда. Несмотря ни на что, читается роман легко и не без удовольствия. Но все же чтение это совершенно одноразовое
antel, 8 июля 2008 г.
По моему мнению это одна из лучших книг цикла. Правда сначала действие несколько тормозит, да и развивается как-то в стиле обычного приключенческого романа — интересно но, без изюминки, что ли. Но когда на сцене появляется Лис, тут все, тушите свет! Великолепный персонаж получился, большой рахмат автору. Да и время и место действия куда более знакомы, Россия все-таки. А что до того, что с реальной историей это мало сочетается, так ведь фантастика, однако. И, в конце концов, история многовариантна, кто сказал, что такое вообще невозможно? По крайней мере Великий Круг Вольных Штатов Америки Руси Заморской выглядит куда лучше публичной казни на площади.
Без чисто сказочных персонажей правда не обошлось, Баба-Яга тут может и не к месту немножко, но так даже забавнее.
Отдельное спасибо автору за стиль и язык. Это же надо так играть словами, чтобы обычное вроде бы предложение вызывало гомерический хохот. Плюс бесподобные эпиграфы. Жаль, книга рано закончилась, хотелось бы узнать, что было дальше.
SaLLIa, 8 января 2010 г.
Читать легко и увлекательно,всем эта книга хороша. Вот только слишком легко все получается у джентельменов из ИЭИ.А как все намешано,навалено в одну кучу:и граф Калиостро, и Баба-Яга, и Чингачгук,промелькнувший на заднем плане...
ObiVanSharingan, 25 апреля 2009 г.
Давненько таких произведений не читал... Запоминающиеся персонажи, весьма продуманные и в коей то мере глубокие диалоги, если честно, не ожидал, как говорится, был приятно удивлён =)
Brian_Basco, 29 марта 2009 г.
Как АИ, книга мягко говоря, не катит, но как юмористика неплохо...