Джонатан Летем «Люди и комиксы»
Экстравагантная мини-антиутопия… Абсурдистский черный юмор… Реализм, замешенный на классической «культуре комиксов»… Точеный ироничный сюр, изощренно пародирующий современную психологическую прозу… Это — сборник рассказов Джонатана Летема, который критики единодушно признали шедевром автора!
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 25 августа 2024 г.
Небольшой по объёму сборник на две трети состоящий из постемодернистского хлама с претензией на глубину, интеллектуальность, наджанровость и психологизм. Как же, как же — ведь в учителя автор себе выбрал ни кого попало, а самих «наших» Дика и Балларда! Интересно, были бы они довольны такими творческими опытами своего «ученика»? Лично я, Ктулху меня простит, в этом совсем не уверен.
Тексты сборника, в большинстве своем, я бы отнес к свой «любимой» категории: «В этом что-то есть, только вот что?» Иногда мне казалось, что и сам автор не до конца понимает «чего» он хотел донести до нас — его сирых и убогих читателей. Я понимаю, что в мире постмодерна всё не то, чем кажется, но всё же. Лично мне, весь этот «сюр» и вся эта психоделика, которыми до отказа напичканы тексты сборника, совсем не близки. Готов признать: и стиль, и слог у Летема имеются. Пишит автор неплохо. Смыслы, смыслы, блин, на мой непросвещенный взгляд, раскрыты зачистую очень смутно. Очень много в рассказах писателя недосказанности и какой-то невнятности. Не знаю, какие-такие критики признали этот сборник шедевром.
Непосрественно к комиксам имеют отношения четыре рассказа — это меньше половины. В «Призраке» двое из героев сошлись на почве увлечения ими в молодости. В «Планете большой ноль» их рисование вывело одного из героев на дорогу жизненного успеха. В «Размыщлении Мизантропа..» детские увлечения рисованными героями определили литературные наклонности двух разножанровых писателей — друзей детства. «Сверхкозел» — это апофеоз темы — в нём герой комикса живет среди людей. Из рассказов, вошедших в сборник (их всего девять) я бы выделил следующие:
- «Доступ к фантазии» — лучший рассказ, представляющий собой короткую, полудетективную и весьма мрачноватую антиутопию.
- «Вивьен Рельф» и «Планету большой ноль» — яркие социально — правдоподобные этюды /зарисовки на темы не случившейся любви и трансформации дружбы.
Вот мой топ — 3 этого сборника. Пожалуй, можно еще выделить «Аэрозоль» — забавную вещь с оригинальным юмором. В этих вышеупомянутых мною текстах тоже есть место абсурду, сюру и всему такому, но я в них смог уловить и мотивы, и смысл.
Читать поклонникам псевдоэлитарной литературы, то есть тем, кто мнит себе умнее, начитаннее и прочее других.
«Ах, отстаньте, вы ничего не понимаете — это шедевр!» Ха!
Jedaevich, 21 марта 2011 г.
«Нет, это не Рио де Жанейро. Это гораздо хуже». © Остап Бендер.
«Сборник, которые критики единогласно признали шедевром автора» ставит после прочтения несколько вопросов.
1. То ли критики такие несущественные и недалекие, 2. то ли остальные творения Летема жалкие и убогие, 3. то ли американцы действительно «тууууууууупые ©».
«Среди фантастов Летем выделяет прежде всего Филипа Дика и Джеймса Балларда. Хотя он гордо замечает, что впоследствии разочаровался в учителях, решив найти собственный путь». Чтобы разочаровываться в такого уровня писателях, нужно как минимум: талант, хорошее воображение, хороший язык.
Так вот, нельзя, конечно, обобщать, но если уровень сборника сравним с остальным творчеством, то ничего из этого у Летема из описанных характеристик, в наличие not detected. Почти все рассказы — стеб над жанровыми рамками. Но стеб некачественный. Странное ощущение — будто читаешь книгу какого-то одесского петросяна, но с одним отличием — не смешно. Совсем причем. История может начаться и не закончиться. Сюжетная линия оборваться на полуслове. Возникшая идея не развиться. Главные герои что-то делают, зачем-то живут, а что и зачем — один большой вопрос. Нравственных проблем нет, морали историй нет.
В пику ли переводчику это записывать, который начиная с того, что издательство «MARVEL» переводит как писателя Марвела, то ли в пику самому автору — разбираться уже не хочется. Идейная составляющая рассказов присутствует, но общее впечатление — как будто это бисайды, черновики, наброски романов, которые пока не воплощены в жизнь.
«Стыдно было за себя, за отца и за Сверхкозла».
Присутствуют: Сверхкозел, волшебный аэрозоль, говорящая овца.
Отсутствуют: качественный юмор, знание мира комиксов, хороший язык, интересные персонажи.
Перевод: буэ.
РЕЗЮМЕ: «КАПУСТА НЕ ПРИЗВАНА СПАСАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО».
aldanare, 7 июня 2010 г.
У сборников рассказов есть один безусловный плюс: какую бы кучу мусора (пусть и любовно подобранную) они бы собой не представляли, среди них можно таки пару жемчужин выкопать. В «Людях и комиксах» я откопала прелестную штучку «Аэрозоль» — про фантастическую полицейскую аэрозоль, которая делает видимыми пропавшие вещи; главные герои распыляют ее на себя — и получают рядом с собой призраки своих «бывших»... На этом, кажется, все — остальное почти не запомнилось.
Рассказы Летема — это ловушки, обманки. Они дразнят нарочитым «психологизмом» и обещанием развязки, чтобы в финале обернуться ничем, вызвав у читателя только недоуменное «ну и что?» Скажем, описывается некое антиутопическое будущее, где половина народу живет в городе за невидимым барьером, а другая половина — в автомобилях, стоящих в пробках. Далее двум героям удается легально проникнуть на вожделенную территорию города — пусть и в качестве рекламных агентов, которые на время действия контракта не могут избавиться от навязчивого желания рекламировать товар. Чем все кончилось? Да ничем, миропорядок устоял. Точно так же коллизия вокруг претензии покупателя в рассказе «Очки» ничем не разрешилась, зато читатель получил настоящую пьеску абсурда, вполне беккетовского или даже кафкианского.
В рассказе «Вивьен Рельф» описываются повторяющиеся встречи двух людей, которые вроде бы встречались раньше — но не могут вспомнить, когда и где. Рассказы Джонатана Летема — вот такие же «невстречи» с текстом. Удовольствие на любителя, как принято говорить.
sham, 11 марта 2010 г.
Сборник получился своеобразный. Фантастики немного, много реализма, несколько странных вещей. Наряду с анекдотами встречаются интересные вещи, заставляющие задуматься. Есть проходные рассказы, прочитав которые, пожимаешь плечами и вскоре их уже забываешь, ибо не трогают абсолютно. Отдельного упоминания заслуживает линия комиксов, о которых здесь много рассказов. Не знаю, станут ли у нас в России комиксы таким же важным явлением? хорошо это или плохо? Меня эта тема не цепляет, и как бы автор не старался, отклика по данному вопросу с моей стороны ожидать не пришлось...