Олаф Стэплдон «Разделённый человек»
Виктор Смит — необычный человек. В отличие от других людей в его теле уживаются две личности. Пробуждённая от долгого сна половинка постепенно меняет образ жизни и привычную среду Смита, посвящая себя делу вычленения философии Единства.
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- книги (2), самиздат (1)
- /перевод:
- Г. Соловьёва (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
240580, 31 декабря 2021 г.
Правильно написал предыдущий комментатор – никакая это не биография. Точнее, такой же «биографией» можно считать «Странного Джона» и «Сириуса» а, возможно, даже и «Создателя звёзд» с «Последними людьми в Лондоне». Во всех этих романах просто есть условный рассказчик, от чьего имени ведется повествование.
Но это и не классический «любовный треугольник», как написано ниже, ведь «соперники» уживаются в одном теле. Увидеть в философском романе мелодраму — это, мягко говоря, очень поверхностное суждение о серьезном тексте.
Избранность, просветленность главного героя и его же трагедия состоят в том, что он сумел подняться над обыденным сознанием и открыл себя настоящего. В конце концов, вышло, что две половинки одного человека связаны единой плотью. Одна из них сначала смутно, потом все более явственно идет по пути «духа» (параллели с «Из смерти в жизнь»), по пути монизма, ощущая незримую связь, объединяющую всех людей. Недаром Виктор Смит, выходец из респектабельного класса, отбросил весь багаж прошлой жизни и пошел преподавать взрослым азы грамоты, влился в рабочее движение. Пафос произведения можно увидеть в том, что вторая субличность – ленивая, мещанская и не особо отягощенная мышлением, в конце концов, проникается благородством первой.
Формально фантдопущения в романе нет и он (как бы) относится к реалистической прозе. Хотя многие идеи, высказанные в упомянутых фантастических книгах, тут нашли свое продолжение.
Те или иные стэплдоновские черты можно уловить не в рассказчике, а в главном герое – Викторе Смите. Виктор Смит – такой же монист, пытающийся подчас совместить несовместимое, как и сам автор. Эксплуататор, обуреваемый суицидальными мыслями, после осознания своего паразитизма; нетипичный марксист, отказывающийся от сотрудничества с Коммунистической партией после разногласий в вопросах стратегии и тактики; рациональный материализм, который уживается с магическими усилиями Мэгги; общение полов как один из способов достигнуть гармонии и позитивного опыта биосоциальной коммуникации – все эти маркеры очень характерны для стиля Великого Визионера.
Моменты из жизни Стэплдона – участие в войне, пацифизм также нашли отражение в биографии Смита. И конечно же, нельзя не отметить, что в романе «светлая» личность сумела предсказать дату своей, а заодно и самого Стэплдона (!) кончины.
Роман, возможно, не вершина творчества писателя, однако его трудно назвать проходным. В нём заложена идея Пробуждения, Осознания и Единения. В аллегорической форме истории о Джекиле и Хайде мы видим стремление донести до людей мысли о единстве и связи всего сущего, о сути индивидуализма и социального гуманизма.
keellorenz, 17 февраля 2018 г.
Никакая это не автобиография — это мелодрама о любовном треугольнике с использованием некоторых мотивов из жизни Стэплдона. Текст почти без диалогов и рассчитан на большого любителя. Не плохо и не хорошо. Текст имеет только историческую ценность как проливающий свет на некоторые обстоятельства и воззрения автора в их развитии.