Олаф Стэплдон «Last Men in London»
Восемнадцатые люди, последняя раса человечества, живут на Нептуне спустя два миллиарда лет после нас.
Историк, представитель цивилизации нептунианцев, телепатически проникает в разум Пола — англичанина начала ХХ века. Опыт общения разумов открывает много нового в понимании мира и своего места в нём для обоих индивидов.
В произведение входит:
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
240580, 4 сентября 2021 г.
Еще один роман — величественный философский манифест Олафа Стэплдона, к сожалению, не переведенный на русский язык. Сюжетно и идейно стоит между предыдущим романом «Последние и первые люди» и последующим «Странным Джоном».
«Последние люди в Лондоне» — своеобразный спин-офф (мидквел?) истории, которую Стэплдон рассказал в «Последних и первых людях». Там речь шла о двухмиллиардной эволюции человеческой популяции, в результате которой появлялись многочисленные расы людей. Их обличие было самым разнообразным, так же, впрочем, как и общественное обустройство. В «Последних людях...» больше места уделяется именно восемнадцатым людям, последней расе.
Выскажу несогласие с предыдущим комментатором. Стэплдон в этом романе излагает много мыслей по поводу социальности и высшего смысла существования Человека. Философия космизма буквально разлита по страницам романа. Нет смысла спойлерить, вещь по-настоящему достойна для прочтения и формирования собственного отношения к творчеству автора.
Однако для справделивости отмечу, что окончание романа выглядит немного сумбурным. Дело в том, что здесь, очевидно, автор изложил черновик своего замысла, который позже воплотился в романе «Странный Джон». Кроме того, немного удивляет чрезмерное увлечение автора фатализмом. Де-факто Степлдон переделал финал предыдущего романа — тут затея с панспермией не удалась.
ameshavkin, 22 сентября 2010 г.
Стэплдон попытался дать остраненный взгляд на повседневную английскую жизнь начала 20 века при помощи того же приема, что и Уэллс во «Сне»: представитель далекого будущего каким-то образом становится наблюдателем «изнутри» вполне заурядного человека. Результат: усыпляюще скучный «социально-психологический» роман без настоящей психологии и без настоящей социальности.