Антон Тудаков «Звонок за счёт абонента»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Юпитер, спутники Юпитера ) | Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Артефакты | Колонизация планет и других небесных тел | Теория заговора, тайное общество, тайная история мира, конспирология, криптоистория
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Вопрос выбора — жать или не жать Большую Красную Кнопку на найденной на задворках Солнечной системы старой советской станции связи с другим разумом? В викторине участвуют четыре человека и один искусственный интеллект…
Входит в:
— журнал «Полдень, ХХI век'08», 2010 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 28 апреля 2023 г.
Обычные российские зеки в самом конце 21-го века обнаруживают на одном из спутников Юпитера станцию, погибшую вскоре после развала Советского Союза. Ее экипаж предпочел покончить жизнь самоубийством, чем отдать в руки новоявленных демократоров и либерастов заветную «красную кнопку», открывающую канал связи с инопланетным разумом...
Печальная история о крушении идеалов и нравов, которые произошли в нашей стране на «изломе» эпохи. Оказывается, еще в 1945 году СССР получил доступ к инопланетной технологии, которую начали было осваивать побежденные всем миром фашисты. Именно они обнаружили на орбите Земли чужой зонд, содержавший в себе приглашение к диалогу — ту самую заветную «красную кнопку». В Германии ее нажать не успели, а в СССР — не смогли. Ибо никто из «власть придержащих» не был уверен в положительном эффекте от подобного действа: никто не мог гарантировать, что далекие «братья по разуму» не прилетели бы нас завоевывать, да и мы сами вполне могли бы неприветливо встретить их у себя дома. В самом разгаре была «холодная война», и не было никакого смысла делиться своим секретом с противоборствующей стороной. Пока американцы делали первые шаги по Луне, советские космонавты втихую основались на Ганимеде. Но времени на решающий эксперимент им не хватило — Советский Союз вскоре последовал за Германией и тоже перестал существовать. Перед новыми хозяевами базы опять встал прежний вопрос: сообщать ли инопланетянам о себе или лучше промолчать?
Автор уверен, что подобные дилеммы должны решать не политики, а разумные граждане — ученые, философы или ... исины (если они, конечно, будут существовать в нашей ветке реальности). Наверное, именно поэтому на Ганимед отправили группу зеков — они уж точно не станут советоваться с кем-нибудь, а возьмут инициативу в свои руки. В то время как все «лояльные» граждане будут «тянуть резину», согласовывая все свои действия с руководством, и в итоге загубят всё дело. Сюжет делает неожиданный поворот, и концовка остается открытой и неопределенной: кто знает, какой окажется ситуация на Земле к моменту прилета «звездных соседей»? На карте планеты вполне может не оказаться и самой России...
Ирония автора насчет использования нашей страной заключенных для освоения дальних планет имеет двойной смысл. С одной стороны, это явный намек на «сталинскую методу» построения «светлого будущего» (типа Беломор-канала, Магнитки и Колымы). С другой, это обыгрывание известного факта о подневольном характере всех советских разработок. Ведь, и Королев, и Глушко создавали свои лучшие творения, будучи самыми натуральными «зеками». Печальная традиция просто экстраполирована автором рассказа в будущее. Впрочем, мы тут не уникальны: Америку с Австралией тоже осваивали отнюдь не свободные граждане, а убийцы и неудачники. Может, такова общечеловеческая карма?
--------------
РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как и кем был установлен Первый Контакт с чужим разумом. Бьюсь об заклад, что большинство читателей не угадает, кто именно первым решился нажать заветную «красную кнопку».
mputnik, 23 ноября 2023 г.
Сочная антуражная Фантастика ближнего прицела.
Самая, что ни на есть, «твёрдая НФ»: пространственная экспансия (урановая шахта на Ганимеде), футур-машинерия (наниты и процессор динамического создания механизмов из нано-пены), фокусы соционики (прогностика социального устройства и механизмов мотивации личности).
Претензий — всего три:
*** форма подачи (повествование от лица осуждённого на работу в оных шахтах на оном Ганимеде, попытка имитации стиля Рэдрика Шухарта, неудачная попытка);
*** хиловатая инопланетная конкретика (типа — СССР в своё время добыл в Аненербе, а Гитлеру — досталось ещё в 1943–ем, причём — на орбите);
*** нелогичность мотивации Политбюро ЦК КПСС (имея технологию создания транспортных кораблей, легко достигающих Ганимеда, оные вожди — не послали все прочее в долгое эротическое путешествие, а попытались реализовать бредовейший проект инопланетян целиком. Нет, на ТАКОЙ идиотизм — даже они были не способны).
А окромя сего — в общем и целом — вполне себе даже неплохо
drogozin, 10 августа 2010 г.
Рассказ мог бы быть неплох при определённых условиях. Надо признать, что прочитал я его с интересом, который вызвала как завязка сюжета, так и некоторые НФ-элементы, а также сама необычная «исследовательская группа», если пятерых зэков и иск-ина можно так назвать.
Подпортили же впечатление следующие моменты:
Во-первых автор в середине рассказа вытаскивает из пыльного чулана ту самую набившую оскомину бородатую байку про летающие тарелки фашистов. Не знаю, как Вам, а мне такой «неожиданный ход» уже видится некоторым дурным тоном.
Во-вторых он периодически сбивается в эмоционально окрашенные монологи про то, как в 90-е года «развалили страну», «продали задорого» и т.д. и т.п. Почему это так волнует уголовников из 22 века? Не знаю. Бегает бегает киберпреступник будущего по урановому месторождению Ганимеда, и вдруг, ни с того ни с сего останавливается, залазит на трибуну, берёт графин и начинает вещать не своим голосом про истинное лицо демократов и олигархов, померших 100 лет назад.
В-третьих мне не понравились многочисленные хаханьки с намёками на матершину в духе «Какого кукуя?» или «Монопенисуально». Я в принципе против мата в тексте, но позиция моя такова: Считаешь себя смелым крутым стилистом — пиши открытым текстом. Посмотрим, как вытянешь. Боишься — не пиши вовсе. А эти всем понятные намёки не нужны никому.
А в-четвёртых рассказ опять же ничем не закончился. Я то понимаю, что Антон Тудаков хотел сделать акцент на самом факте выбора: Нажимать или Не нажимать на кнопку. Но какого-либо значимого противоречия ему тут поднять не удалось, и конфликта как такового нет. Поэтому выглядит рассказ оборванным на полуслове.