Александр Доставалов «По ту сторону»
Если вы легли спать в палатке на горном склоне, а пришли в себя в камере — вряд ли вас собираются отправить в бесплатный круиз по Карибам. И если вам повезло иметь немножко армейской выучки, есть шанс сменить камеру на вольные бега. И друзей вытащить — ну, кого не убили, конечно.
А кругом — НКВД бушует. Правда, идти к товарищу Сталину бесполезно — нет его уже, товарища Сталина. Но дело его живёт и процветает. Настолько процветает, что готово принести ягодки (весьма ядовитые, кстати) из своего, загаженного уже Второй Мировой (ядерной + химической + биологической) войной мира — в наш. Который, при всей его неидеальности для кого-то выглядит просто раем. И дорогу в этот (чужой пока) Рай мостят отнюдь не благие намерения....
В 1999 году в тверском издательстве «ЧуДо» Александр Доставалов опубликовал свою книгу «Сон, от которого не просыпаются». Это фантастический роман о параллельном мире, страшном, близком и понятном. Германия и Советский Союз составляют одно тоталитарное государство, в лабораториях СС на молодых парнях и девушках ставят опыты, а американцы опущены до положения абсолютно счастливых рабов. В каком-то смысле это даже не фантастика, а ветвь альтернативной реальности. Роман был переиздан в 2000 году в Московском издательстве ОЛМО-ПРЕСС под названием «По ту сторону».
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 416
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2971 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 27%, что немного ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Old_Gonsalez, 19 октября 2022 г.
Забавный такой боевичок. Можно было бы отнестись к нему серьезнее, если бы не манера автора разделять все плохое и хорошее. Ну, примерно на уровне начальной школы. Например, вот есть коммунисты, они же фашисты, они же плохие: опыты над людьми, военные захваты, чуть что — расстрел. И есть монархисты — они хорошие. Даже вещества в больничной палате употреблять позволяют. И вот это капитальное разделение на черное и белое портит абсолютно всю книгу. А ведь в остальном роман ой как неплох! Тут и перемещения в параллельные миры, и спецоружие, и мутанты и постъядерный антураж вполне соблюден. Да и тайны-загадки вполне себе присутствуют, сразу во всем и не разобраться.
Итак, мы имеем три параллельных мира — наш родной, мир победивших наци-коммунистов, мир либеральной монархии. Из нашего мира к красно-коричневым попадает отрд скалолазов. И сразу же начинает спасательную операцию по защите себя любимых и заодним окружающих миров от биохимической угрозы, которую несут злые коммуняки в светлое альтернативное будущее монархистов. Ну что, скажу, у них все получилось. Цена оказалось не слишком высока, так как автор наделил внятными чертами от силы двух человек из 12. Остальнх даже пожалеть не успел(((. А с другой стороны ,сюжет и экшн затягивает, язык легкий и грамотный, так что твердые восемь баллов моно ставить смело!
P.S. А все-таки, что же за кровосос ходил по берегу реки?
ahenobarbus, 27 мая 2017 г.
Книга действительно написана мастеровито. В том плане, что более-менее грамотно выстроена и рассказана, читать ее легко, даже несмотря на отвращение, вызываемое авторскими идеологическими изысками. То есть, начальным уровнем писательского мастерства автор владеет, но никак не выше. Это, кстати, уже достижение, потому что о многих выходящих книгах нельзя сказать даже этого.
Тем не менее, сюжет романа — элементарная бродилка, со столь же элементарными побочными линиями и без особой логики. В настолько ужасном мире, как то расписывает автор, у попаданцев не было никаких шансов не только выжить, но и вообще сколь-либо долго трепыхаться. Но вопреки всему герои — не спецназовцы и не сильномогучие колдуны, превозмогают. При этом образы персонажей попросту никакие. Их нет, они проходят перед тобой безликими тенями, почему-то наделенными разными именами, и забываются мгновенно после закрытия книги. Взаимоотношения в группе попаданцев чисто функциональные, не как у живых людей. Вообще из всего немаленького романа в моей памяти уцелели только Ивс Вагнер — благодаря забористому имечку да мучимый злыми славяно-арийцами беспамятный американец — из-за исключительно тяжкой судьбины, весьма мелодраматически подсвеченной к тому же.
Мир? Да, смотрится довольно живенько. Но только потому, что автору не особо приходилось напрягаться, его изображая. Он рисует обыкновенный фашизм с густой примесью постапокалипитики. И то, и другое настолько многократно растиражировано до г-на Доставалова, что автору достаточно только намекнуть, а у читателя уже сработал эффект узнавания и объемную картинку читательское воображение достраивает самостоятельно. Там же, где этого эффекта нет, все получается очень блекло. Посмотрите внимательно на сусальный мир победившего либерализма — как схематично, скомкано и неинтересно он прописан. Сплошная скороговорка. Мол, всё хорошо и права человека. Единственный яркий эпизод из этой вселенной запоминается своим идиотизмом. Дескать, начал герой курить психоактивные вещества, утопийские врачи заинтересовались его нехорошими привычками, а он им: отвалите, мол, это личное. И те, натурально, отсохли. Мечта долболоба же, ей-богу. Вдобавок логика построения даже нацистского мира у автора весьма хромает. Ну, например, по тексту он повсюду и весьма щедро разбрасывает аббревиатуру СС, однако, для Рёма, который по версии автора победил во внутрипартийной борьбе в Германии, СС были противниками. Именно после его устранения эта организация обрела ту силу и влияние, представление о которых автором, видимо, почерпнуты из «Семнадцати мгновений весны». То есть, при описанном им раскладе СС ничего бы не светило. И уж тем более непонятно, отчего СС вдруг расползлось по всему Союзу. Ведь из романа следует, что это Германия присоединилась к СССР, а не наоборот. Даже если речь идет о какой-то форме равноправного объединения, остается без какого-либо объяснения, почему и зачем весь советский госаппарат оказался перестроен по нацистскому образцу, да еще и воспринял нацистскую идеологию. Тем более, что на дату, указанную автором в качестве момента слияния, нацистское государство как таковое еще толком и не существовало. По версии Доставалова Гитлер пробыл у власти менее года и, логически рассуждая, он попросту не мог успеть сформировать те структуры, которые сегодня воспринимаются как визитная карточка нацизма. Однако, именно визитная карточка автору и нужна была, и для очень простой цели: чтобы вложить в сознание читателя мысль о равнозначности советского социализма и германского нацизма. Этим «замазыванием красного коричневым» идейное содержание романа полностью ограничивается, и оно, на мой взгляд, абсолютно омерзительно.
Я, в принципе, не считаю советский строй в целом и отдельных его деятелей выше критики. Однако, мне любопытно было бы узнать, не удивительно ли с точки зрения автора сего опуса, что многочисленные наци после окончания Великой Отечественной нашли себе покровительство не в СССР, а в «Свободном мире», и что не кровожадный Сталин планировал использовать остатки вермахта против западных демократий, а сэр Черчилль хотел с помощью гитлеровских недобитков атаковать Советский Союз. Я уж даже не вспоминаю такую мелочь, как комплиментарное отношение того же Черчилля к Муссолини. Подобные факты прямо указывают на духовное родство нациков вовсе не с большевиками, а с деятелями совсем другого рода. И насколько я помню, на момент первой публикации «По ту сторону» об операции «Немыслимое» было уже хорошо известно. Тем не менее, Доставалов наваял то, что наваял...
amlobin, 24 сентября 2016 г.
Одна из самых любимых мной книг в жанре АИ. Три мира, три системы: наша + постапокалиптический мир, где фашистская Германия стала часть СССР и утопическая, в которой победили Белые. Для книги конца 1990-хэто нормальный выбор.
Из + — интересное начало, динамичный сюжет, в меру подробное и художественное повествование.
Недостатки — действительно эклектично и греоев многовато. Почти все нужны но все-таки ближе к середине перестаешь помнить чем отличается Пашка от Герки. Более менее выделяется группа лидеров.
Nirg, 1 июля 2015 г.
Очень добротнотный, достоверно-враждебно-жутковатый мир.
В книге несколько параллельных сюжетных линий.
Одна — про ура-попаданцев, с грустным началом но далее с роялями и позитивным развитием сюжета. Читается легко, написано ДО бума про попаданцев. Героям сочуствуешь, отторжения не вызывает.
Вторая — условно-отрицательный непривычный для таких книг персонаж — офицер политической полического сыска с ОБВМ
Третья — типичная антиутопия в аранжировке того самого мира, при этом легко читается (с американским программистом которому раз в несколько лет стирают сознание в главной роли; телевизором, настраивающим работяг на любовь к работе и пайковым тоником по утрам)
ИМХО отличная приключенческая книжка (фантастика вторична)
PS Случайно второй отзыв накатал.
andreyby, 6 февраля 2013 г.
Книжка, безусловно, неплохая — с ремесленной точки зрения. Не банальное графоманство, иными словами. Но... по всему тексту щедро разбросано просто-таки омерзение автора к СССР. К настоящему Союзу, а не к тому выверту, который автор родил в этой книге. У меня как-то не получается оторвать ремесло от души. Да, читать... любопытно. Примерно так же, как интересно смотреть страшное кино — и колется, и хочется.
Nirg, 23 августа 2014 г.
+1 к выдающейся книжке.
Это НЕ «наши там всех накрошили» (разве что концовка отчасти из этого из разряда)
автор разыгрывает и создает другую реальность. Причем есть как литературно-антиутопичная часть (линия бедолаг-американцев), так и приключения основной группы, и мрачно-атмосферные вставки, и позитивный мут. И все это органично, не мешает друг другу и не напрягает читателя.
Enciso, 17 сентября 2012 г.
В 1939, как и положено, разразилась Вторая мировая, плавно перешедшая в Третью . Красно-коричневый блок раскатывает союзников в блин и давит даже США, хотя по итогам тотальной ядерно-химическо-биологической войны теряет большую часть населения и инфраструктуры.
Экология окончательно рушится, мирное население захваченных стран низведено до уровня даже не рабов, а манкуртов, мирное население СССР отдано на откуп самому себе и ведет, по сути, первобытно-общинный образ жизни. Лишь малая часть военной элиты в немногих уцелевших городах представляет государственную машину.
Очень скоро всем становится ясно, что в ближайшие полсотни лет жизнь на Земле будет невозможна. С Земли необходимо бежать. Красно-коричневые отринули космогоническую картину мира и, благодаря более продвинутой, чем в нашей «реальной реальности», военной науке, открыли возможность перемещаться в реальность параллельной, более благополучной Земли. Они стремятся ее захватить, но для начала проводят разведку — засылают в наш мир шпионов, диверсантов и захватывают «языков». В числе последних оказалась и группа студентов-альпинистов, осваивающих восточно-сибирские горы...
Очень эклектичное произведение. Тут тебе и антиутопия, и пост-ядерный жанр, и альтернативная история и эксперименты со временем. Но тем не менее, книга остается весьма и весьма качественной.
Вспоминаются кое-какие фантастические книги на тему нежной дружбы русского и немца — «Лишь бы не было войны» Владимира Булата, «Смело мы в бой пойдем» Авраменко и Ко, «Бомбардировщики» Максимушкина, возможно и кое-что иное.
У всех вышеперечисленных книг имеется определенное сходство: во-первых, они написаны начинающими писателями, во-вторых, сходный сеттинг: так, в ЛБНБВ и «Бомбардировщиках» фашисты дружат с СССР, в СМВБП — с белогвардейской Россией, а в ПТС — нацизм и коммунизм вовсе слились в братских объятиях одного государства.
Но, как мне кажется, различий больше чем сходств, и проявляются они вот в чем: и Булат и артель авторов «СМВБП» упиваются своей альтернативой, ловят дикий кайф от нее, в то время, как описанные ими миры — чрезвычайно гнусного свойства.
В «По ту сторону» — другое: автор не скрывает своего отвращения и брезгливости к получившемуся миру, но делает это не в лоб, а, как говорили в школе, «средствами литературно-художественной выразительности».
Доставалов заметно выигрывает и если оценивать его произведения с литературной точки зрения. Прежде всего — не блещущий изысками, но вполне читабельный язык, не препятствующий чтению (сравнить с косноязычным, рваным повествованием «стаи товарищей» из «СМВБП» и, тем более, шизофреническим, совершенно безграмотным стилем Булата или Максимушкина). Далее — Доставалову удалось создать небывало кошмарный, жуткий, враждебный мир, сопоставимый разве что с таким опустошающим произведением как «На последнем берегу» . Любая иная пост-ядерная схема кажется райскими кущами. Это полноценная, катастрофически мрачная и пронзительная антиутопия.
Но именно это обстоятельство заставляет влить в хвалебную рецензию ложку дегтя. Одному герою в указанных условиях просто не выжить, хоть пиши волшебную сказку. Поэтому автор был вынужден изобразить целую ораву, перемещающуюся по разбомбленному Советскому Союзу 1999 года. Но вот писательских способностей Доставалова не хватило на не то, чтобы раскрыть характеры полутора десятков действующих лиц, но хотя бы осветить их мотивацию. В результате, единственным относительно живым героем получился злодей, лелеющий планы истребления миллиардов человек, коварный немец Ивс Вагнер...
Такие дела. Книжка, повторюсь, выдающаяся — мрачная, беспросветная, с явно ожидаемым unhappy-end'ом. Если такая характеристика вас не отпугнет — читайте смело, вы оцените.
мрачный маргинал, 12 сентября 2012 г.
Неожиданно качественная «альтернативка», — с добросовестно проработанными двумя параллельными мирами с двумя же — параллельными — историями. Все эти придумки крепко связаны сюжетом межреальностного боевика, — опять же — с межреальностными войнами. Автор даже снабдил книгу специальным приложением, — под названием «Некоторые вехи истории альтернативных миров».
«Красно-коричневый» и «Белый» миры прописаны автором с редкой для «боевой фантастики» детализацией, да и «попаданцы» оказываются в них не волей случая, а по жестокой чужой воле.
К удивлению, продолжения сюжета пока не последовало...