Ф. Дж. Коттэм «Дом потерянных душ»
- Жанры/поджанры: Мистика | Хоррор/Ужасы (Истории о привидениях )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой | Жизнь после смерти | Культы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Желая помочь своей девушке написать дипломную работу, Пол Ситон начинает собирать материал о фотографе Пандоре Гибсон-Гор. В его руки попадает дневник этой таинственной женщины, в котором она рассказывает об экстравагантном и сказочно богатом магнате Фишере и его гостях, проводивших сеансы черной магии и совершавших ритуальные жертвоприношения. Ситон посещает зловещий дом Фишера, надеясь найти там спрятанные Пандорой фотографии, и едва остается в живых. Он теряет все: любовь, работу, близких — и оказывается вовлеченным в цепь странных и страшных событий. Призраки дома Фишера не отпускают его. Пытаясь разобраться с разрушившими его жизнь зловещими силами, Пол Ситон еще глубже погружается в мистические события полувековой давности...
Награды и премии:
лауреат |
Премия "Дети ночи" / The Children of the Night Award, 2007 |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sandman, 24 мая 2020 г.
Роман «Дом потерянных душ» английского писателя Ф. Дж. Коттэма оказался одним из самых спорных и неоднозначных произведений, в жанре мистики что были мной прочитаны за всё время. Это творение хочется, и хвалить, и ругать одновременно, настолько разную реакцию оно подчас вызывает.
Формально, если исходить из описания, то книга Коттэма является миксом «истории о привидениях» и мистического триллера. Но вся проблема заключается в том, что РЕАЛЬНО «ДПД» ВОВСЕ не хоррор/ триллер, а скорее мистическая драма, с КРАЙНЕ низким уровнем действия и мизерным объемом событий. Автор, произведения которого сравнивают с творениями Джеймса Герберта и Питера Страуба гораздо ближе не к этим двум писателям, чьи основные вещи никак не могут похвастаться СТОЛЬ ЯВНЫМ отсутствием динамизма, а скорее к Джеймсу Монтегю Родсу, одному из классиков английской мистической литературы. Главное в «ДПД» -- это не насыщенность действием, а очень грамотно созданная для мистического произведения атмосфера. Здесь на нее работает буквально все: и диалоги героев, и их воспоминания и описания города, домов, природы, людей… Сверхъестественные явления и привидения здесь тоже есть, но они появляются мельком, исподволь, примерно, так как это могло бы происходить в реальной жизни.
С моей точки зрения, создание такой атмосферы является безусловной авторской удачей.
Удачными оказались и главные герои-бывший журналист Пол Ситон и военный Ник Мейсон , люди непохожие, но оба в силу разных причин вступившие в конфликт с силами которые могут поглотить не только жизнь, но и душу человека.
Однако, здесь есть не только безусловные плюсы, но и плохо скрытые минусы, которые сильно портят общее впечатление о книге. Например, тут много авторских «заимствований»- разговоры о вере и Боге очень похожи на аналогичные из цикла Уильяма Питера Блэти «Экзорцист», события в конце книги мне здорово напомнили «Сияние» Стивена Кинга, а общая сюжетная фабула о группе сатанистов пытающихся с помощью черной магии и жертвоприношений вызвать извечное Зло отдает «Ребенком Розмари». Причем все эти «заимствования» сделаны так сильно топорно, что это не может не раздражать.
Также мне не понравилось то, что автор зачем-то включил в книгу и одновременно собрал в одном времени и месте реальных исторических персонажей — таких как Герман Геринг, Алистер Кроули и даже писателя — мистика (чьи книги кстати издавались в России ) Денниса Уитли. При этом Уитли, герои книг которого боролись с сатанизмом и черной магией, здесь сам объявлен сатанистом и соратником Кроули, хотя я не нашел информации о том, что они знали друг друга. Этот казалось-бы малозначительный аспект здорово бьет по книжной достоверности.
Ну и наконец, нельзя не отметить, что далеко не всем понравится, авторский стиль написания- очень он нетороплив и спокоен, для кого-то это плюс, для кого-то минус.
«Дом потерянных душ» трудно рекомендовать к прочтению, здесь есть и удачи и откровенные провалы (причем и то и другое в примерно равном количестве). Рискну посоветовать его «всеядным» любителям мистики, без четких любимых направлений и особенностей.
pochtiodin, 22 октября 2017 г.
Весь роман читается не так легко, как кажется с первых страниц. Начнёшь представлять возможное будущее, как автор отравляет мысли главного героя прошлым, которого действующее лицо так боится, но рассказывает нам со всеми подробностями. Прошлое закончилось — книга подходит к концу, который разочаровывает своим лёгким несоответствием ранее рассказанному.
А может быть я просто упрям, чтобы признать объект страха и его последствия обычным
Мы верим в то, что сеется в округе,
Ведь цели кажутся всегда ясны,
Но вдруг окажется итог мрачнее,
Как наши души сомнением полны.
stray_stoat, 28 ноября 2017 г.
Прекрасная, очень атмосферная книга. К сожалению, только до момента ближе к концу, когда главные герои вдруг затанцевали и стали показывать друг другу одинаковые родинки. Финальное оглушительное соло на рояле в кустах это только подчеркнуло. Сюжетные ниточки обрываются, логика отсутствует, катарсис тоже. Зато написана книга так, что оторваться от неё невозможно.
ru_ND, 4 апреля 2017 г.
Как и почти всякая книга, претендующая на жанр «мистика, ужасы» — вторично, заунывно и немного неприятно.
Больше всего понравились эпизоды про молодые годы главного героя и его детективное расследование, где повествование идет интересно и динамично, потому что в той части текста автор не тужится попытками нагнать в текст ужаса.
Kuntc, 27 июня 2011 г.
Сочинение на тему «Дома с привидениями и последствия посещения таких достопримечательностей». Сочинение – потому что «Дом потерянных душ» больше напоминает произведение поклонника подобных мистических историй, который решил написать что-нибудь свое на любимую им тему и теперь старательно пытается следовать всем правилам и особенностям книг от именитых авторов.
Роман состоит из трех историй, что вложены друг в друга, как матрешки. Внешняя оболочка рассказывает о том, как главный герой Пол Ситон пытается помочь девушке, которой не посчастливилось посетить вместе с подругами особняк Фишера. Врачи, психотерапевты бессильны против призраков, которые не дают покоя девушке, и только Пол, который двенадцать лет назад сам побывал в доме Фишера, может найти способ излечения. Вот эта «внешняя оболочка» мне понравилась меньше всего в книге. Пол Ситон на этих страницах инертен по большей части и малоинтересен. Слишком часто встречаются проявления потустороннего. Развязка истории смазана. И, как я сказал выше, Коттэм пытается подражать другим сочинителям, для чего, например, много внимания уделяет музыке и песням из прошлого, которые якобы должны тревожить израненную душу главного героя и создать фон для событий (так частенько поступает тот же Стивен Кинг). Получается это у автора плохо, искусственно, мне не понравилось.
Но чем дальше уводит читателя в прошлое, тем «Дом потерянных душ» становится интереснее. В центре у нас история самого Пола Ситона, рассказывающая о том, как этот человек впервые попал в особняк Фишера. Туда его приводят поиски сведений о женщине-фотографе по имени Пандора Гибсон-Гор, которая работала в двадцатых годах прошлого века. А дальше – дневник Пандоры и история таинственного особняка, Алистер Кроули, черная магия и тайные общества. Повествование становится крепче, появляется загадочность. Нет лишней перегрузки паранормальщиной. В финале очень хорошо распутываются все узелки, и что-то даже может оказаться неожиданным. Появляется уже ощутимая мрачная атмосфера, а не ее подобие, как на верхнем уровне романа. А самое лучшее – это образ Пандоры, трагичный и печальный. Так же как эта умершая много лет назад женщина увлекла главного героя, так же она поступила и со мной. Очень жаль, что на последних страницах все вновь возвращается на круги своя, и теряет свою привлекательность. Будь моя воля, я бы от «Дома потерянных душ» оставил бы только вот этот внутренний костяк.
К сожалению, есть у романа и общая для всех трех «матрешек» неприятная черта. Это чрезмерное внимание к описаниям вплоть до совершенно ненужных мелочей. Повествование в них иногда просто тонет. И, конечно, хотелось бы чуть большей оригинальности, чего-то лично от самого Коттэма, а не из других книг. В целом же не сказал бы, что особо плохо, просто как-то… по-ученически. И просто есть лучшие книги. Например, «Лесная дорога» Кристофера Голдена, в которой главный герой так же встречается с призраками, которые в итоге разрушат его жизнь, как случилось это с Полом Ситоном в этом романе.
nikn, 19 августа 2010 г.
Роману «Дом потерянных душ» очень не хватает особых мистических атрибутов и атмосферы, которые необходимы при соответствующем сюжете. Повествование слишком сухое и эмоционально замороженное, слишком много невнятных моментов. Структурно роман состоит из отдельных связанных историй, одна появляется из другой, что напоминает матрешку. Истории переносят нас из настоящего в начало и конец 20-го века и обратно.
По своему, роман интересен, но не стоит ждать добротных мистики и хоррора.