Рут Ренделл «Computer Séance»
София де Васко, чье настоящее имя Шейла Воспер, постоянно видит призраков своих умерших родственников и подрабатывает медиумом у доверчивых обывателей. Ее способ контакта с загробным миром соответствует времени — вместо спиритической доски она использует экран ноутбука. Но иногда слишком сильно верить в свои способности может быть чревато неприятностями.
Входит в:
— антологию «The Mammoth Book of Haunted House Stories», 2000 г.
— журнал «Ellery Queen Mystery Magazine, April 2001 (Vol. 117, No. 4. Whole No. 716)», 2001 г.
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
oldrich, 11 января 2011 г.
Лучший автор детективов со времен Агаты Кристи, а также множества захватывающих психологических триллеров Рут Ренделл как почти никто другой умеет создать интересного и жизнеспособного персонажа, за судьбой которого хочется следить, пускай часто этого героя не назовешь в общепринятом понятии положительным. Кроме того, она обладает каким-то запредельным для женщины-писателя уровнем циничности и беспросветности в своих произведениях, по этому показателю я мог бы сравнить их только с некоторыми «черными» рассказами Роальда Даля. Из парадоксального сочетания этих двух умений и возникает тот сильнейший эффект, что оказывает вроде бы простая и ясная проза Ренделл даже на повидавших виды читателей. Для этого ей, оказывается, даже не обязателен большой объем, свидетельством чему является этот совсем короткий рассказ на несколько страниц. Уже в первых двух предложениях безумностью и невероятностью смысла задается тон всему повествованию. Портрет главной героини нельзя назвать таким уж психологически достоверным или полноценным, нам не рассказывают о ее биографии, нет описаний ее настроения и эмоций на целые страницы, как это принято у якобы психологических писателей, в ее образе лишь намекается на какую-то недосказанность, это ускальзающая истина крепко держит читателя, не привыкшего играть в такие кошки-мышки с автором. Конечно главная прелесть рассказа Ренделл, как и всех ее лучших детективных произведениях, в финальном твисте. В отличие от большинства авторов детективов, в концовке ее книг не просто выплывает скрытая от читателя информация, позволяющая определить истину, а вся ситуация оказывается перевернутой с ног на голову и все представление о казалось бы банальном герое неожиданно кардинально меняется. В данном случае раскрывать замечательный смысл концовки было бы преступлением, но можно заметить, что Ренделл снова вводит в заблуждение читателя субъективной оценкой происходящего героиней и вообще использует мистический жанр как еще один вариант игры тет-а-тет. Схитрил и Питер Хейнинг, добавив в антологию о доме с привидениями рассказ, где такой дом по сути отсутствует, но именно включение произведения Ренделл (моего личного эталона качества) сподвигло меня на покупку книги. Теперь уж точно надо будет прочитать сборник ее рассказов Piranha to Scurfy, где по отзывам другие рассказы не уступают вышеназванному.