Николай Лесков «Пугало»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Ироническое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Впервые, с подзаголовком «Рассказ для юношества», — журнал «Задушевное слово», 1885, №№ 19 — 39.
Входит в:
— цикл «Святочные рассказы»
— сборник «Святочные рассказы», 1886 г.
— антологию «Наше Рождество. Рассказы, очерки, воспоминания», 2017 г.
— антологию «Старинные рождественские рассказы русских писателей», 2017 г.
— антологию «Ночь перед Рождеством. Рассказы русских писателей», 2018 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
maxxx8721, 8 января 2023 г.
Прекрасный рассказ, в которой переплетены языческие суеверия и христианская вера русского народа. Причём мудрость обычного деревенского мужика сплетается с такой же тёмной и непроходимой его глупостью. И, в конце концов, на первый план вышла притчевая основа о краеугольном камне, который отвергли строители, а он стал во главе угла.
Причём рассказ увлекательный, а сама мораль не выглядит нарочитой. Здесь есть и несколько жёстких моментов, которые не дают отнести рассказ к детской или подростковой литературе, хоть главный герой — ещё ребёнок.
Шербетун, 2 марта 2020 г.
У страха глаза велики.
Николай Лесков адресовал рассказ «Пугало» юношеству. Недаром повествование ведется от имени ребенка и автор недвусмысленно дает понять, что все описанное — это его воспоминания о том периоде детства, когда он жил с родителями в имении. Произведение не только позволяет ознакомиться читателю с детскими впечатлениями Лескова о жизни в имении, с чувствами от общения с простыми людьми, с переживаниями, возникающими от прослушивания историй, в которых оживали мифические славянские духи и божества, но и самое главное, «Пугало» поднимает довольно важные вопросы – силы людской молвы, суеверий и доверчивости. Это история об отношениях между людьми и о влиянии надуманных страхов на общественное мнение. Интересны нарисованные в рассказе сценки из быта как помещиков, так и простого люда, в них весьма удачно вплетены пересказы народных поверий (именно поверья сильно повлияли на характеры персонажей и их восприятие мира).
Произведение душевное, первые главы пропитаны сказкой и верой в сверхъестественное, но постепенно вместе со взрослением героя происходит и переосмысление, изменяется мировосприятие, появляется попытка анализировать происходящее. И тут сравнивается то, как способны воспринимать окружающий мир ребенок и взрослый, умудренный опытом человек. При этом сравнение происходит не всегда в пользу взрослого, которому порой слухи и суеверия застят глаза, и он не способен отличить правду от вымысла, пугая себя сам и навешивая ярлыки вроде «пугало» или «злодей» на хорошего человека, вся вина которого только в том, что он живет особняком. А ведь это как раз яркая иллюстрация того случая, когда человеку свойственно бояться и ненавидеть то, чего он не понимает.
Несмотря ни на что, рассказ «Пугало» получился добрый, с сильной поучительной основой.
Fiametta, 25 ноября 2019 г.
1840 год, в столицах обсуждают строительство электрического телеграфа, а в орловской глубинке боятся оборотней. Страшного Селивана узнают и в кабане и в петухе, пытаются его извести, но не могут.
История — обычный святочный рассказ,
Очень характеризует тогдашние нравы история палача. «Был ты палач, Борька, и будет тебе у нас горько». Отставной палач вызывает в городе мистический ужас, все его гонят, обращаются с ним жестоко, пока он не развязал город, замерзнув до смерти. А дочери его, считают, лучше бы вовсе не родиться. Те, кто сейчас призывают к возвращению смертной казни, не думают, как будут жить профессиональные исполнители казни.