Сэм Сэвидж «Фирмин. Из жизни городских низов»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Философское | Психологическое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спорт, культура и досуг
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
«Это самая печальная история, из всех, какие я слыхивал» — с этой цитаты начинает рассказ о своей полной невзгод жизни Фирмин, последыш Мамы Фло, разродившейся тринадцатью крысятами в подвале книжного магазина на убогой окраине Бостона 60-х. В семейном доме, выстроенном из обрывков страниц «Поминок по Финнегану», Фирмин, попробовав книгу на зуб, волшебным образом обретает способность читать. Брошенный вскоре на произвол судьбы пьющей мамашей и бойкими братцами и сестрицами, он тщетно пытается прижиться в мире людей и вскоре понимает, что его единственное прибежище — мир книг.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lena_Ka, 4 марта 2012 г.
Если бы он вел дневник своих мучений, там было бы всего одно слово: Я». (с)
Бывают книжки, которые открываешь и понимаешь: всё про меня. Когда я увидела эту небольшую книжку с очаровательно-грустным крысёнком на обложке и прочитала в аннотации, что это первый роман Сэма Сэвиджа, профессионального адвоката, и что начал он свои художественные произведения писать, когда ему было за 60, т.е. когда уже многое в жизни понято, осознано и прочитано — не раздумывала ни минуты: купила и начала читать ещё в автобусе. Проехала 5 остановок, потому что почти всё там было про меня....
Конечно, я не тринадцатый крысёнок в семье и родилась не в книжном магазине (иногда жаль бывает, кстати), но в остальном... Я так же, как и Фирмин, начала свою читательскую деятельность с того, что буквально пожирала книги, одну за другой, без разбора.... Жила в книжке, пока читала, а потом путалась и забывала разные подробности, литературных героев, авторов, города и страны. Но с годами вкус к чтению воспитывался, и я стала задумываться о том, ЧТО мне интересно, а от чего вполне могу отказаться, чем подлинно хорошее произведение отличается от подделки, яркой красивой фальшивки. И так же, как и Фирмин, я переселилась в мир литературы, обжила его и чувствую себя в нём гораздо комфортнее, чем в любом другом.
Но это всё так.... лирическое отступление на заданную тему. А книга? Книга замечательная, она написана от лица мышонка, которому литература заменила жизнь. Он родился в книжном магазине, да так и остался в нём жить, когда все остальные братья и сёстры ушли искать своё счастье. Он проживает жизнь каждого литературного героя и даже порой додумывает судьбы персонажей и писателей, он любит кино и красивых женщин, он страшно не любит свою внешность, зато понимает Ф.М. Достоевского, Ш. Бронте, У. Фолкнера и Г. флобера.... Имена можно перечислять долго, как и названия произведений.
Вообще, прочитав книгу Сэвиджа, в которой масса ссылок и цитат, аллюзий и биографий, я действительно лучше начала понимать некоторые произведения. Книга местами необыкновенно печальная, порой немного смешная, иногда даже чуть циничная... но трогательная. И с прекрасными графическими иллюстрациями.
Многие ли из нас, читателей, могут сказать как Фирмин:
«Даже сегодня, стоит только перечислить названия, и меня душат слезы. Вот, декламируйте, повторяйте за мной вслух, медленно, с чувством, с расстановкой, и у вас сердце зайдется. «Оливер Твист», «Геккльберри Финн», «Великий Гэтсби», «Мертвые души», «Мидлмарч», «Алиса в Стране Чудес», «Отцы и дети», «Гроздья гнева», «Американская трагедия», «Питер Пэн», «Красное и черное», «Любовник леди Чаттерлей».»
Читайте, господа
Avex, 31 мая 2010 г.
«Фирмин» — тот редкий одиночный выстрел, что разит точно и наповал.
Если на первых страницах главный герой цитирует «Лолиту» или Толстого, становится ясно, что книга предстоит недетская — а когда узнаёшь, что вскормлен он «Поминками по Финнегану», прозреваешь, что добром она не кончится.
Первые впечатления от книги — это вещь для тех, кто уже вырос из «Города мечтающих книг» и желает двигаться дальше. Перед нами история взросления, жизнь читателя, уставшего поглощать тонны макулатуры, который взялся за ум и перешел на более серьезные вещи, Литературу с большой буквы. Слишком пафосно и напыщенно! Вымарать.
Если описать впечатление от этой книги одним словом, это будет слово «Ураган!». Ураган «Фирмин», пронёсшийся от Атлантики до Урала, завоевавший сердца миллионов и продолжающий набирать всё новых и новых почитателей.
Веселая и безнадёжная одновременно, глубокая и искромётная. эта книга не только будоражит чувства, но и даёт обильную пищу для мозгов. Сопоставима, пожалуй, только с прозой Курта Воннегута в наших переводах — это такая же едкая социальная сатира, исключительно глубокая по содержанию и подрывная по духу. Настоящий динамит!
Дикий восторг, лавина положительных эмоций переполняют читателя, когда он переворачивает последнюю страницу книги, закончившейся слишком стремительно и внезапно. Хочется еще и еще!
Первый серьёзный претендент на титул Книги года!
PS. Прочитал написаное. Мда, сплошной панегирик получился, рекламная завлекуха, а не отзыв. Необходимо срочно сгущать краски, выискивать минусы!
Пожалуйста, нет проблем:
- Скромно оформленная обложка.
- Своеобразный стиль изложения.
- Упущенные возможности для комментариев.
- Эту книгу не дашь почитать ребёнку ввиду цинизма и «взрослости» отдельных страниц.
Кому как, для меня это только плюсы!
+ Книги не должны походить одна на другую, как куклы Барби на панели супермаркета. Обложка, отличающаяся от массового потока, способна привлечь больше внимания.
+ Немного пафосный, но живой и откровенный стиль повествования привлекателен по той же причине.
+ На что нам дана голова? Выискиваем и наводим справки сами, загружаем работой «серые клеточки«!
+ А то, что книга не для детей, так это просто здорово!
А герой? Вполне соотвествует образу. В сущности, жалкий тип, возомнивший о себе слишком много. Пустотрёп, нытик и эгоист, способный укусить кормящую руку. Крыса — крыса и есть.
Мелкие огрехи — например, «Граждане галактики» Р. Хайнлайна, вместо привычного «Гражданина...» — излишние придирки, которые не мешают получать удовольствие от книги.
теги: крысы, притча, социальная сатира, сестра таланта, Джойс и Достоевский, Набоков, писатель-фантаст, аутсайдер, циник, эротоман, пессимист, философ, джаз, одиночество и отчаяние, дикий крик в ночи, смерть и разрушение, крах и полная безнадёга. короче, рекомендую!
sk-joker, 14 июня 2010 г.
Ученые утверждают, будто существует взаимозависимость пищевых пристрастий и психического состояния человека. Таким образом, зная его вкусы, можно судить о его характере в общих чертах. Эксперименты на животных имеют такие же результаты. Интересно, что сказали бы ученые, о любителях есть... книги? А что еще интереснее: что можно сказать о характере существа, с детства, впитывающего в себя через желудок, такой сложный и неоднозначный шедевр, как «Поминки по Финнегану» Джойса? Точно сказать можно одно: характер этого существа сложен и многогранен. Именно так и можно описать в двух словах главного героя романа Сэма Сэвиджа.
Это история вовсе не о гастрономических пристрастиях. Хотя читатель и узнает, что одни произведения похожи по вкусу на салат, а другие на туалетную бумагу. И правильно, ведь те, к кому обращается Фирмин, вряд ли смогут по кусочку съеденной бумаги с поля книги определить ее ценность. А жаль, такая способность любителям чтения не помешала бы. Но, увы, у людей не столь острое обоняние как у крыс. Причем тут крысы? Ах да, простите, забыл представить. Фирмин — это крысенок, причем непростой, самый слабый телом и самый сильный разумом из всей чертовой дюжины своих братьев и сестер. Он изгой, чувствующий себя не в своей тарелке в обществе матери-алкоголички и среди сородичей, которые вместе с молоком матери впитывали в себя алкоголь. Он беженец, нашедший пристанище в своем воображении, границы которого все расширялись от прочитанных книг. Его поистине человеческий разум пленен в тщедушной оболочке крысы. Истинно, эта история — социальная драма.
«Фирмин» — это история одиночества. Если хотите что-то сказать про Фирмина, скажите, что он был чужим среди чужих. От сородичей его отделяла пропасть интеллектуального развития, а от людей бездна физического различия. По сути, Фирмин — человек, вынужденный прожить жизнь в крысиной шкуре. Начитанный, умный, страстно желающий общаться с себе подобными по уровню развития, он вынужден всю жизнь молчать и нести свое бремя разума — и наказание, и дар в одном флаконе. Сексуальные предпочтения у него также не крысиные, а потому эта сторона жизни была ограничена просмотром порнофильмов. Всю жизнь Фирмин прожил в мечтах. Но не думайте, что он сидел сложа руки и грустил, нет. Его попытки наладить контакт с людьми удивляют изобретательностью, умиляют исполнением и... огорчают исходом. Но Фирмин — неисправимый мечтатель, он не сдается. А переносить неудачи ему помогает философский подход к жизни.
Роман полон юмора и самокритики, «записки мудрого Фирмина», который, оглядываясь на прожитую жизнь, посмеивается над самим собой. Он воспринимает себя таким, каков есть, не пытаясь показать себя с лучшей стороны. Его рассказ полон метафор и житейской мудрости, заставляющий читателя смеяться, сопереживать. Небольшой размер романа является и достоинством и недостатком одновременно. С одной стороны он словно квинтэссенция истории жизни, содержащая только яркие моменты — ведь именно так мы помним свою жизнь, за исключением редких малозначительных эпизодов, которые затерялись в уголках памяти. А с другой — жаль, что рассказ окончился так быстро, ведь его поэтичность, воздушная легкость и эмоциональная глубина не оставят никого равнодушным к печальной и смешной одновременно истории маленького непризнанного гения. Истории, посвященной всем, кто хоть раз в жизни, глядя на мир через окно, думал, что это совсем не тот мир, в котором он должен был родиться.
Возможно, не лучший способ заработать известность, сочиняя романы за крыс, у которых оттачиваются не только резцы, но и интеллект. Но если умеете делать это, — смело выносите свое произведение на суд читателей. Браво Сэвидж!
WiNchiK, 3 июня 2010 г.
Вы – настоящий читатель? Не мыслите ни дня без новой книги? Ждете встречи с редким фолиантом, как первого свидания? В книжном магазине впадаете в благоговейный трепет? В душе романтичны и немного пишете стихи? Да? Хорошо. Значит это книга для вас. А теперь представьте, что вы – крыса. Самая настоящая: с шерстью, длинным чешуйчатым хвостом, желтыми зубами, четырьмя лапами, питаетесь отбросами. Ну и каково? Не очень? Понимаю… Я бы даже сказала – чудовищно. А вот Фирмин так живет, потому что он – настоящая крыса. Но не совсем обычная.
Любовь к литературе им не была впитана с молоком матери (которого ему, к слову сказать, особо и не доставалось), но, тем не менее, была привита похожим пищевым способом – через поедание листов произведений. Позднее, фанатичное и беспорядочное книжное чревоугодие, отдающее откровенным вандализмом, уступило место более цивилизованному методу поглощения книг – их прочтению.
И вот, страница за страницей мы узнаем о нелегких, порой довольно скорбных перипетиях жизненного пути этого мохнатого книгочея, его радостях и печалях, его немного извращенном интересе к Прелестницам и повседневном погружении в мир фантазий, сотканный из собственных вымыслов и литературных аллюзий.
Все написанное, есть не что иное, как автобиография крысы с душой романтика и философа, или философа и романтика в обличье крысы... В этой книге важны не только слова, но также их порядок, звучание и очередность. Необыкновенный стиль повествования – лиричный, мягкий, легкий, доверительный, порой немного циничный и ироничный – настраивает на искреннюю симпатию и любовь к существу, эту историю рассказывающему.
Сэм Сэвидж написал потрясающий, глубоко западающий в душу читателя роман, который едва оказавшись там – в душе – начинает светиться изнутри своим теплым, печальным светом, светом, рядом с которым можно, удобно примостившись, прочитать очередную книжку.
Это история может растрогать до слез. Это история может вызвать улыбку. Это книга никого не оставит равнодушным.
Cumbrunnen, 31 августа 2010 г.
По форме написано приятственно, издано просто великолепно.
По сути — книжка с претензией: одиночество в толпе, тяжкая жизнь интеллектуального меньшинства, то-се...
По факту — претензия неоправданна. Унылый, сентиментальный и пустой треп. Беззубое стариковское шамканье со слюнями умиления от собственной гениальности. «Фирмин» — типичный представиль слезовыжимательных романов, коих много и про бедных детишек, и про несчастных зверушек, и про Вилли, которого надо срочно освободить. За сентиментальным пафосом нет ничего кроме еще одной порции пафоса.
По жанру — реализм для гламурных, сентиментальный роман для офисных работников, рыдательный роман для офисных работников женского пола, выбирайте кому что нравится. Вобщем образно — литературный поросенок Фунтик, продуманно жалкий и милый для радостного облегчения карманов размякших ротозеев.
Vladimir Puziy, 16 июля 2010 г.
«У кры-ы-ыысы четыре ноги...» -- и дальше по тексту. Очень слезодавильная, очень «уютная» _книжечка_ (по объёму -- повесть, по сути -- растянутый рассказ), в которой почти ничего не происходит. Жалость к себе и осознание собственного нереализованного величия -- вот главный лейтмотив. Рассказчик буквально упивается этой самой жалостью, черпает её горстями, распахивает свою суровую, исстрадавшуюся душу -- прильни читатель, восплачь.
Не получается восплакать. Написано неплохо, но ни идея, ни образ главного героя мне не близки. К тому же автор попадает в ловушку, может быть, расставленную образом ГГ: как и все непризнанные гении, на самом деле рассказчик графоманист до уныния, отсюда -- повторы, переливание из пустого в порожнее, самоупоение...
Стоит ли это читать? На мой взгляд -- нет. Но более чем уверен: найдётся немало людей, которым книга покажется как минимум «милой».