Сэм Сэвидж «Фирмин. Из жизни городских низов»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Философское | Психологическое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спорт, культура и досуг
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
«Это самая печальная история, из всех, какие я слыхивал» — с этой цитаты начинает рассказ о своей полной невзгод жизни Фирмин, последыш Мамы Фло, разродившейся тринадцатью крысятами в подвале книжного магазина на убогой окраине Бостона 60-х. В семейном доме, выстроенном из обрывков страниц «Поминок по Финнегану», Фирмин, попробовав книгу на зуб, волшебным образом обретает способность читать. Брошенный вскоре на произвол судьбы пьющей мамашей и бойкими братцами и сестрицами, он тщетно пытается прижиться в мире людей и вскоре понимает, что его единственное прибежище — мир книг.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Avex, 31 мая 2010 г.
«Фирмин» — тот редкий одиночный выстрел, что разит точно и наповал.
Если на первых страницах главный герой цитирует «Лолиту» или Толстого, становится ясно, что книга предстоит недетская — а когда узнаёшь, что вскормлен он «Поминками по Финнегану», прозреваешь, что добром она не кончится.
Первые впечатления от книги — это вещь для тех, кто уже вырос из «Города мечтающих книг» и желает двигаться дальше. Перед нами история взросления, жизнь читателя, уставшего поглощать тонны макулатуры, который взялся за ум и перешел на более серьезные вещи, Литературу с большой буквы. Слишком пафосно и напыщенно! Вымарать.
Если описать впечатление от этой книги одним словом, это будет слово «Ураган!». Ураган «Фирмин», пронёсшийся от Атлантики до Урала, завоевавший сердца миллионов и продолжающий набирать всё новых и новых почитателей.
Веселая и безнадёжная одновременно, глубокая и искромётная. эта книга не только будоражит чувства, но и даёт обильную пищу для мозгов. Сопоставима, пожалуй, только с прозой Курта Воннегута в наших переводах — это такая же едкая социальная сатира, исключительно глубокая по содержанию и подрывная по духу. Настоящий динамит!
Дикий восторг, лавина положительных эмоций переполняют читателя, когда он переворачивает последнюю страницу книги, закончившейся слишком стремительно и внезапно. Хочется еще и еще!
Первый серьёзный претендент на титул Книги года!
PS. Прочитал написаное. Мда, сплошной панегирик получился, рекламная завлекуха, а не отзыв. Необходимо срочно сгущать краски, выискивать минусы!
Пожалуйста, нет проблем:
- Скромно оформленная обложка.
- Своеобразный стиль изложения.
- Упущенные возможности для комментариев.
- Эту книгу не дашь почитать ребёнку ввиду цинизма и «взрослости» отдельных страниц.
Кому как, для меня это только плюсы!
+ Книги не должны походить одна на другую, как куклы Барби на панели супермаркета. Обложка, отличающаяся от массового потока, способна привлечь больше внимания.
+ Немного пафосный, но живой и откровенный стиль повествования привлекателен по той же причине.
+ На что нам дана голова? Выискиваем и наводим справки сами, загружаем работой «серые клеточки«!
+ А то, что книга не для детей, так это просто здорово!
А герой? Вполне соотвествует образу. В сущности, жалкий тип, возомнивший о себе слишком много. Пустотрёп, нытик и эгоист, способный укусить кормящую руку. Крыса — крыса и есть.
Мелкие огрехи — например, «Граждане галактики» Р. Хайнлайна, вместо привычного «Гражданина...» — излишние придирки, которые не мешают получать удовольствие от книги.
теги: крысы, притча, социальная сатира, сестра таланта, Джойс и Достоевский, Набоков, писатель-фантаст, аутсайдер, циник, эротоман, пессимист, философ, джаз, одиночество и отчаяние, дикий крик в ночи, смерть и разрушение, крах и полная безнадёга. короче, рекомендую!
sk-joker, 14 июня 2010 г.
Ученые утверждают, будто существует взаимозависимость пищевых пристрастий и психического состояния человека. Таким образом, зная его вкусы, можно судить о его характере в общих чертах. Эксперименты на животных имеют такие же результаты. Интересно, что сказали бы ученые, о любителях есть... книги? А что еще интереснее: что можно сказать о характере существа, с детства, впитывающего в себя через желудок, такой сложный и неоднозначный шедевр, как «Поминки по Финнегану» Джойса? Точно сказать можно одно: характер этого существа сложен и многогранен. Именно так и можно описать в двух словах главного героя романа Сэма Сэвиджа.
Это история вовсе не о гастрономических пристрастиях. Хотя читатель и узнает, что одни произведения похожи по вкусу на салат, а другие на туалетную бумагу. И правильно, ведь те, к кому обращается Фирмин, вряд ли смогут по кусочку съеденной бумаги с поля книги определить ее ценность. А жаль, такая способность любителям чтения не помешала бы. Но, увы, у людей не столь острое обоняние как у крыс. Причем тут крысы? Ах да, простите, забыл представить. Фирмин — это крысенок, причем непростой, самый слабый телом и самый сильный разумом из всей чертовой дюжины своих братьев и сестер. Он изгой, чувствующий себя не в своей тарелке в обществе матери-алкоголички и среди сородичей, которые вместе с молоком матери впитывали в себя алкоголь. Он беженец, нашедший пристанище в своем воображении, границы которого все расширялись от прочитанных книг. Его поистине человеческий разум пленен в тщедушной оболочке крысы. Истинно, эта история — социальная драма.
«Фирмин» — это история одиночества. Если хотите что-то сказать про Фирмина, скажите, что он был чужим среди чужих. От сородичей его отделяла пропасть интеллектуального развития, а от людей бездна физического различия. По сути, Фирмин — человек, вынужденный прожить жизнь в крысиной шкуре. Начитанный, умный, страстно желающий общаться с себе подобными по уровню развития, он вынужден всю жизнь молчать и нести свое бремя разума — и наказание, и дар в одном флаконе. Сексуальные предпочтения у него также не крысиные, а потому эта сторона жизни была ограничена просмотром порнофильмов. Всю жизнь Фирмин прожил в мечтах. Но не думайте, что он сидел сложа руки и грустил, нет. Его попытки наладить контакт с людьми удивляют изобретательностью, умиляют исполнением и... огорчают исходом. Но Фирмин — неисправимый мечтатель, он не сдается. А переносить неудачи ему помогает философский подход к жизни.
Роман полон юмора и самокритики, «записки мудрого Фирмина», который, оглядываясь на прожитую жизнь, посмеивается над самим собой. Он воспринимает себя таким, каков есть, не пытаясь показать себя с лучшей стороны. Его рассказ полон метафор и житейской мудрости, заставляющий читателя смеяться, сопереживать. Небольшой размер романа является и достоинством и недостатком одновременно. С одной стороны он словно квинтэссенция истории жизни, содержащая только яркие моменты — ведь именно так мы помним свою жизнь, за исключением редких малозначительных эпизодов, которые затерялись в уголках памяти. А с другой — жаль, что рассказ окончился так быстро, ведь его поэтичность, воздушная легкость и эмоциональная глубина не оставят никого равнодушным к печальной и смешной одновременно истории маленького непризнанного гения. Истории, посвященной всем, кто хоть раз в жизни, глядя на мир через окно, думал, что это совсем не тот мир, в котором он должен был родиться.
Возможно, не лучший способ заработать известность, сочиняя романы за крыс, у которых оттачиваются не только резцы, но и интеллект. Но если умеете делать это, — смело выносите свое произведение на суд читателей. Браво Сэвидж!
WiNchiK, 3 июня 2010 г.
Вы – настоящий читатель? Не мыслите ни дня без новой книги? Ждете встречи с редким фолиантом, как первого свидания? В книжном магазине впадаете в благоговейный трепет? В душе романтичны и немного пишете стихи? Да? Хорошо. Значит это книга для вас. А теперь представьте, что вы – крыса. Самая настоящая: с шерстью, длинным чешуйчатым хвостом, желтыми зубами, четырьмя лапами, питаетесь отбросами. Ну и каково? Не очень? Понимаю… Я бы даже сказала – чудовищно. А вот Фирмин так живет, потому что он – настоящая крыса. Но не совсем обычная.
Любовь к литературе им не была впитана с молоком матери (которого ему, к слову сказать, особо и не доставалось), но, тем не менее, была привита похожим пищевым способом – через поедание листов произведений. Позднее, фанатичное и беспорядочное книжное чревоугодие, отдающее откровенным вандализмом, уступило место более цивилизованному методу поглощения книг – их прочтению.
И вот, страница за страницей мы узнаем о нелегких, порой довольно скорбных перипетиях жизненного пути этого мохнатого книгочея, его радостях и печалях, его немного извращенном интересе к Прелестницам и повседневном погружении в мир фантазий, сотканный из собственных вымыслов и литературных аллюзий.
Все написанное, есть не что иное, как автобиография крысы с душой романтика и философа, или философа и романтика в обличье крысы... В этой книге важны не только слова, но также их порядок, звучание и очередность. Необыкновенный стиль повествования – лиричный, мягкий, легкий, доверительный, порой немного циничный и ироничный – настраивает на искреннюю симпатию и любовь к существу, эту историю рассказывающему.
Сэм Сэвидж написал потрясающий, глубоко западающий в душу читателя роман, который едва оказавшись там – в душе – начинает светиться изнутри своим теплым, печальным светом, светом, рядом с которым можно, удобно примостившись, прочитать очередную книжку.
Это история может растрогать до слез. Это история может вызвать улыбку. Это книга никого не оставит равнодушным.
Lena_Ka, 4 марта 2012 г.
Если бы он вел дневник своих мучений, там было бы всего одно слово: Я». (с)
Бывают книжки, которые открываешь и понимаешь: всё про меня. Когда я увидела эту небольшую книжку с очаровательно-грустным крысёнком на обложке и прочитала в аннотации, что это первый роман Сэма Сэвиджа, профессионального адвоката, и что начал он свои художественные произведения писать, когда ему было за 60, т.е. когда уже многое в жизни понято, осознано и прочитано — не раздумывала ни минуты: купила и начала читать ещё в автобусе. Проехала 5 остановок, потому что почти всё там было про меня....
Конечно, я не тринадцатый крысёнок в семье и родилась не в книжном магазине (иногда жаль бывает, кстати), но в остальном... Я так же, как и Фирмин, начала свою читательскую деятельность с того, что буквально пожирала книги, одну за другой, без разбора.... Жила в книжке, пока читала, а потом путалась и забывала разные подробности, литературных героев, авторов, города и страны. Но с годами вкус к чтению воспитывался, и я стала задумываться о том, ЧТО мне интересно, а от чего вполне могу отказаться, чем подлинно хорошее произведение отличается от подделки, яркой красивой фальшивки. И так же, как и Фирмин, я переселилась в мир литературы, обжила его и чувствую себя в нём гораздо комфортнее, чем в любом другом.
Но это всё так.... лирическое отступление на заданную тему. А книга? Книга замечательная, она написана от лица мышонка, которому литература заменила жизнь. Он родился в книжном магазине, да так и остался в нём жить, когда все остальные братья и сёстры ушли искать своё счастье. Он проживает жизнь каждого литературного героя и даже порой додумывает судьбы персонажей и писателей, он любит кино и красивых женщин, он страшно не любит свою внешность, зато понимает Ф.М. Достоевского, Ш. Бронте, У. Фолкнера и Г. флобера.... Имена можно перечислять долго, как и названия произведений.
Вообще, прочитав книгу Сэвиджа, в которой масса ссылок и цитат, аллюзий и биографий, я действительно лучше начала понимать некоторые произведения. Книга местами необыкновенно печальная, порой немного смешная, иногда даже чуть циничная... но трогательная. И с прекрасными графическими иллюстрациями.
Многие ли из нас, читателей, могут сказать как Фирмин:
«Даже сегодня, стоит только перечислить названия, и меня душат слезы. Вот, декламируйте, повторяйте за мной вслух, медленно, с чувством, с расстановкой, и у вас сердце зайдется. «Оливер Твист», «Геккльберри Финн», «Великий Гэтсби», «Мертвые души», «Мидлмарч», «Алиса в Стране Чудес», «Отцы и дети», «Гроздья гнева», «Американская трагедия», «Питер Пэн», «Красное и черное», «Любовник леди Чаттерлей».»
Читайте, господа
Vladimir Puziy, 16 июля 2010 г.
«У кры-ы-ыысы четыре ноги...» -- и дальше по тексту. Очень слезодавильная, очень «уютная» _книжечка_ (по объёму -- повесть, по сути -- растянутый рассказ), в которой почти ничего не происходит. Жалость к себе и осознание собственного нереализованного величия -- вот главный лейтмотив. Рассказчик буквально упивается этой самой жалостью, черпает её горстями, распахивает свою суровую, исстрадавшуюся душу -- прильни читатель, восплачь.
Не получается восплакать. Написано неплохо, но ни идея, ни образ главного героя мне не близки. К тому же автор попадает в ловушку, может быть, расставленную образом ГГ: как и все непризнанные гении, на самом деле рассказчик графоманист до уныния, отсюда -- повторы, переливание из пустого в порожнее, самоупоение...
Стоит ли это читать? На мой взгляд -- нет. Но более чем уверен: найдётся немало людей, которым книга покажется как минимум «милой».
Cumbrunnen, 31 августа 2010 г.
По форме написано приятственно, издано просто великолепно.
По сути — книжка с претензией: одиночество в толпе, тяжкая жизнь интеллектуального меньшинства, то-се...
По факту — претензия неоправданна. Унылый, сентиментальный и пустой треп. Беззубое стариковское шамканье со слюнями умиления от собственной гениальности. «Фирмин» — типичный представиль слезовыжимательных романов, коих много и про бедных детишек, и про несчастных зверушек, и про Вилли, которого надо срочно освободить. За сентиментальным пафосом нет ничего кроме еще одной порции пафоса.
По жанру — реализм для гламурных, сентиментальный роман для офисных работников, рыдательный роман для офисных работников женского пола, выбирайте кому что нравится. Вобщем образно — литературный поросенок Фунтик, продуманно жалкий и милый для радостного облегчения карманов размякших ротозеев.