Дмитрий Дашко «Гвардеец»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в прошлое )
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
На дворе лето 1735 года. «Бироновщина» — страшное время для страны. Люди исчезают по ночам, дыба и раскаленные клещи палача в Тайной канцелярии не знают отдыха. Смутный период накануне русско-турецкой войны, когда ловкий и предприимчивый человек со шпагой и пистолетом может круто изменить свою судьбу — и судьбы страны. Курляндский барон Дитрих фон Гофен, решивший попытать счастья в «варварской и дикой Московии», готов рискнуть головой и пройти любые испытания, чтобы предотвратить дворцовый переворот «дщери Петровой» — беспутной Елизаветы. Здесь и сейчас, на топких берегах молодой имперской столицы, в свете чадящих светильников, в бальных залах дворцов и в душных кабаках, куется новое будущее России, новое будущее всего мира. Если ты настоящий гвардеец и не умеешь отступать — возьми судьбу за горло и поверни маховик истории!
Входит в:
— цикл «Гвардеец»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 214
Активный словарный запас: очень высокий (3328 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
VovaZ, 12 сентября 2017 г.
Итак, офисный планктон подался в прогрессоры. И выбрал, в качестве ещё непаханного поля эпоху матушки государыни-императрицы Анны Иоановны Романовой.
Увы, вышел весьма типичный попаданческий роман, из сотен, если не тысяч посредственных. Попадание «намбер фри», посредством инопланетного вмешательства.
Историческим антуражем, который, на мой вкус, является главной привлекательной чертой жанра, автор не заморачивается. Ограничивается уровнем «википедия минус».
Сюжет безалаберный, с массой логических ошибок. Сцены убогие, с нулевым колоритом. Драйв вроде высок, а вызывает зевоту.
ГГ, офисный работник, попав в первую середину 18-го века, тут же оказывается говорящим и на местном русском, и н современном немецком, и на английском. И со шпагой в руках, сходу кладёт в поединке бывалого драгунского офицера.
Прогрессорство, как часто бывает, бредовое. От пуль до адаптации советских строевых песен.
Из идей присутствует лишь занятный синтез русо- и германофильства. Попытка доказать, что биронщина, это хорошо. Оно бы ничего, но на фоне исторической безграмотности, реализуется убого.
Думал бросить цикл, но последней сценой автор меня заинтересовал.
be_nt_all, 14 февраля 2018 г.
Я не Станиславский — я верю. Верю что глава российской спецслужбы генерал-аншеф Ушаков и приближённый к трону лейб-гвардии полковник Бирон-младший не только слушают, чуть не заглядывая в рот, простого (пусть и отличившегося) гвардейца, дослужившегося до сержанта, но Ушаков ещё и делится с ним своими источниками информации. Ага, даже не зная, что тот попаданец. Мы же знаем, что при переходе через пространственно-временной портал на очередного представителя мелкой офисной живности навешивается как минимум постоянный баф +99 к харизме (увеличение интеллекта и физических показателей — по вкусу). Ну у всех же так бывает. А как украшает повествование конспект очередного фантлабовского обсуждения «нужна ли в романе философия» в беседе с редактором Санкт-Петербургской газеты, где гвардии попаданец печатает роман-фельетон в жанре любовно-боевого реалистического фэнтези про гномов. Пространные рассуждения автора о том, как нам обустроить Россию, чем армяне лучше чем грузи… ой, немцы лучше, чем англичане и т.д. и т.п. — это тоже несравненная авторская находка. И что, как не пафос способно сделать эти рассуждения ещё увлекательней.
Если бы не переизбыток всех этих «несомненных достоинств», получился бы довольно увлекательная вещица про очередного «нашего в прошлом». Вряд-ли выдающаяся, но вполне читаемая. Ключевая идея о том, стабильность государству полезней увлекательной череды дворцовых переворотов может и не бесспорна, но по крайней мере не вызывает отвращения. Но, увы, в романе наблюдается явный перебор «украшений» подобных тем, на которые я обратил внимание в первом абзаце.
ps. Однако, поскольку ближе к концу первого романа стало получше, продолжение всё же попробую прочесть.
pps. Попробовал. Всё тот же спектакль «игра в одни ворота» в постановке театра теней.
И да. В порядке конструктивной критики приведу один пример, относящийся к финальной части первого романа. Главный герой сотоварищи едет для выполнения некоей гм... специальной миссии в находящуюся на территории Речи Посполитой деревню русских староверов. Идёт достаточно длинное и подробное описание истории русского раскола, староверческих поселений в Польше и т.д. и т.п. Повествование идёт от первого лица, то есть это вроде нам рассказывает главный герой. Откуда он это узнал? Прочитал и запомнил, пока работал менеджером по продажам? Разузнал, расспрашивая у людей? Нет ответа. Просто идёт длинная вставка текста a la Википедия чуть разбавленная собственными рассуждениями. Другой (как я уже заметил выше) сюжетообразующий блок сведений герой получает от Ушакова. Всё бы ничего — но это не те сведения, которые глава спецслужбы без крайней нужды раскрывает перед своими подчинёнными… Ну и так о всём: нелогично, нереалистично, серо и безэмоционально. Просветы случаются — но редко.
Никакого сравнения с описывающими примерно ту же эпоху «Жизнью и деяния графа Александра Читтано» Константина Радова (кстати, прекрасно обошедшегося без попаданца и послезнания) или (пусть и написанной похуже, и в чём-то даже кощунственной — наш современник вселяется ни много, ни мало — в Михайло Ломоносова) тетралогии «Цель неизвестна» Марика Лёрнера. Правда герой первого цикла занимается наукой, войной, бизнесом — но вообще никак не лезет в дела придворные (регулярно оказываясь в опале). А второй видит спасение от череды дворцовых переворот в воспитании «правильной» наследницы (не Елизаветы Петровны), а не только улучшении организации охраны Е.И.В. И у того, и у другого хватает рассуждений об эпохе, но там авторы не пытаются вывалить на голову читателя всё, что они думают об истории России в XVII-XVIII веках (не преминув упомянуть и XXI) не задумываясь, как их рассуждения согласуются с сюжетом, личностью главного героя и вообще. Ну и второстепенные герои там — живые, а не безликие болванчики.
denik, 8 ноября 2015 г.
Дослушал эту псевдоисторическую псевдофантастику чуть более чем до половины.
В самом начале возник вопрос — с чего это какой-то менеджер по маркетингу имеет собственное мнение о чем бы то ни было, тем более о России 1735 года? С чего он проникся правотой какого-то неведомого пришельца неизвестно откуда? Откуда навыки и молодецкая сила воли, Мань?
Ну да и не мое это дело, откуда что. Фантастика же! Но, специально для любителей фантастики, отмечу: до середины книги, посвященной фактически карьерному росту героя, он умудрился добраться до обещания дать ему звание капрала — при случае. Это при том, что он должен предотвратить вступление Елизаветы на трон (без помощи попаданцу — ему — представителей измерений). Все это обильно сдобрено описаниями солдатского быта тех лет, камзолов, фузей и прочей ахинеи. Качество описания фузей и камзолов — на совести автора. Поезжайте на приморский гектар, и там все будет так-же — мокрая одежда, жрать нечего и во рту после вчерашнего... Какая тут фантастика....
Смешно — «эпоха Анны Иоановны описана в подробностях». Я полагаю, нормальные не публичные ученые-историки знают по теме чуть менее, чем ничего, как говорит Луркмор
Тьфу, надоело писАть. Кол, чушь, не читайте. Или сразу для комплекта посмотрИте «Тихоокеанский рубеж»
Hearest, 16 ноября 2012 г.
Вообще-то больше люблю читать про попаданцев в более ранние времена. Прочтение нескольких книг про попаданцев в послепетровские времена отбило желание читать про эти эпохи. Но! «Гвардеец» заставил пересмотреть свои взгляды. Я не ищу в фантастике достоверности, не осматриваю кусты с фонарем в поисках спрятанных в них роялей. Мне важнее динамичность, легкость восприятия и атмосферность книги. В «Гвардейце» с этим все в порядке, все в нужных пропорциях.
Переворачивая каждую страницу, было ожидание увидеть какого-нибудь ДеБрильи или Корсака, но не сложилось — может быть это и к лучшему. В целом — очень и очень увлекательно и не жалко ни рубля, потраченных на книгу. Очень жаль, что «Гвардеец» не попадал в мое поле зрения раньше.
Шалашов, 3 апреля 2013 г.
Интересная книга, интересные и, довольно точные наблюдения. Эпоха Анны Иоанновны представлена во всех ее подробностях. Создается впечатление, что книгу писал специалист по эпохе «бироновщины».
мрачный маргинал, 1 декабря 2011 г.
Автор разрабатывает редкий вариант «альтернативки», — в попытке доказать, что с началом эпохи гвардейских дворцовых переворотов для России были утрачены шансы позитивного общественного развития. «Развилка» находилась как раз накануне возведения на трон Елизаветы.
А что, если воспрепятствовать ошибке истории? И вот тут, наконец, появляется, очередной «попаданец»...
Достоинство авторского цикла «Гвардеец» — в представлении реалий эпохи, делающих исторические фигуры (выписанные в учебниках плоско-одномерными) объёмными, живыми и убедительными.
Автор не идёт путём создания своему главному персонажу сказочно быстрой головокружительной карьеры, но — показывает реальные трудности восхождения по служебной лестнице.
Создать нетривиальный вариант российской истории можно только в сочувствии персонажу, своим трудом медленно добывающему истину...