Павел Кузьменко «Система Ада»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 291
Активный словарный запас: высокий (3045 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Kobold-wizard, 12 декабря 2015 г.
http://kobold-wizard.livejournal.com/762562.html
У меня есть отстойник на Фантлабе, куда попадают малоизвестные тексты, зацепившие аннотациями или отзывами. Периодически я достаю оттуда что-нибудь и читаю без особых ожиданий. «Система ада» как раз из того отстойника. Уж и не помню, как я узнал про нее.
Роман начинается с того, что четверо товарищей, продолбав все законные возможности откосить от армии, решили ввязаться авантюру — отсидеться во время призыва в одной из пещер Тульской области. Шел 1995 год. Первая Чеченская кампания в самом разгаре. Поэтому мотивы пацанов более или менее понятны. Еще, как на грех, за ними увязалась девушка одного из уклонистов, уверовавшая, что она почти жена декабриста.
Забраться в пещеру не проблема. Проблема — выжить там. Ситуация накаляется, когда охотящиеся за другими дезертирами менты замуровывают оба известных выхода на поверхность. Для того, чтобы выбраться, остается только двигаться вглубь пещеры, надеясь, что там найдется спасительный лаз. Все осложняется одномоментно — из-за поворота появляется мальчишка-красноармеец с ППШ наперевес и арестовывает беглецов. Дальше разворачивается жестокая фантасмагория в духе самых страшных сказок о ГУЛАГе, человеческая мясорубка, приправленная исковерканной партийной лингвистикой. Измывательство одних людей над другими во славу казенной идеи.
Роман опубликован в 2002ом, а потому мне было трудно полностью уловить его злободневность. Быть может, и не стоит требовать ее от фантастического триллера, но кое-что, по-моему, проглядывается. «Система ада» — это роман страха перед Советским союзом, как мифической Ехидной, зародившей невидимые системы, которые однажды могут проявиться и захватить тебя. Другим текстом на эту тему был «Не мешайте палачу» Марининой с системой гипнотизеров-кгбшников. Еще сохранялась вера во всемогущую ГБ и возможную реинкарнацию СССР. Тем более, что в 2000 году президентом становится директор ФСБ...
К сожалению, роман не лишен недостатков. Первый свойствен многим триллерам — на определенном моменте теряется саспенс. Читатель начинает крутить головой и замечать недоделки и провисшие линии. В «Системе ада» это происходит примерно на середине — проживание в подземном государстве показано однообразно бессмысленным, а потому напряжение спадает. Второй — те самые провисшие линии — реальность подземного мира вызывает слишком много вопросов.
Итого: У Кузьменко получилась добротная история на отечественном материале. Конечно, роман получился в определенной мере антисовестский: автор с омерзением описывает то, как руководство скрывается за выхолощенной пропагандой, в которую само не верит. Этакий пинок в сторону политруков и доцентов, преподававших научный коммунизм — вырождение старой идеологии.
Как не печально, но вытянуть госзаказ на искренность и идейность теперь уже не выходит. Говорящие головы не верят тому, что говорят, а мы, чего уж греха таить, давно не верим тому, что слышим.
Ny, 30 мая 2011 г.
Любопытная книга.
Относиться к ней можно по-разному, но скучной она точно не покажется.
Прежде всего, мне очень мало попадалось вот таких «спелеологических» книг. Кроме небольших эпизодов «гуляния» по пещерам в разных романах и мелких рассказов-ужастиков, могу назвать единственное знакомое произведение, построенное на аналогичной основе – «Семь подземных королей» Волкова (хотя, у Булычева тоже есть «пещерная» повесть — «Подземная лодка»). По увлекательности и оригинальности мира «Система Ада», на мой взгляд, не уступит знаменитой детской книжке, хотя произведение Кузьменко наполнено совсем иным содержанием.
Роман безусловно интересен и героями, и узнаваемой обстановкой на поверхности, и отголосками чеченской войны, очень хорошо воспроизводящими своеобразную атмосферу 90-ых годов. Главные персонажи романа вообще оказались практически моими сверстниками, с соответствующим набором проблем, увлечений, привычек и с очень сходным мировоззрением. А самое страшное (при чтении волосы пару раз вставали дыбом) и почти магическое совпадение пришлось на имена и фамилии некоторых знакомых – настолько незначительными были различия. Дело здесь не в капризной случайности, а в том, насколько удачно автору удалось зафиксировать тонкости определённого периода жизни российского общества. Не могу не отметить это большим плюсом.
О самой истории можно говорить долго. Здесь, как мне кажется, даже сложно определить жанр. Достаточно «бытовая» завязка, вытекающая из обычнейшего (с поправкой на увлечение пещерами) по тем временам желания персонажей «пересидеть» призыв в армию, переходя к основному действию, оборачивается к читателю то приключенческим боком, то стороной драмы, а то превращается в безумный фарс. Роман пересыпан юмористическими вставками, которые выгодно и значимо подчеркивают не только абсурдность комичных ситуаций, но и очень уместно, на мой взгляд, оттеняют действительно страшные вещи. В юморе этого произведения нет прямого цинизма – он предельно конструктивен: ведь мы действительно почти перестали замечать страшное в смешном, а смешное – в страшном. Финал исключительно удачен уже одной своей трагикомичностью, силён и плотно сопряжён с основным действием.
Роман носит в себе изрядное количество знаков и буквально пронизан разными мотивами. Здесь достаточно подробно рассмотрен комплекс проблем, встающий перед молодёжью. Причём проблемы эти взаимодействуют по ходу сюжета с распространёнными чертами характера современного молодого человека, раскрывая их. Роман грубо, настойчиво (даже, возможно, неприятно) намекает, что беззаботная жизнь под крылом родителей скоро кончится, что бегство от проблемы не решает самой проблемы, что «судьба – суровая баба», а градус дури и абсурда в России целиком и полностью зависит от личного вклада каждого гражданина и является, в конечном счёте, коллективной заслугой населения. Чрезвычайно понравилось само «подгорное царство» как образ спрессованной истории нашего государства. Вот на поверхности уже наступило новое время – сменились власть, политика, порядок, свободы. А отголоски событий, скрытые предпосылки сегодняшних дней и живые ещё деятели прячутся где-то в тени подземных нор совсем рядом. Они никуда не исчезли и могут увлечь тебя самым непредсказуемым образом в любой момент. Интересной, символичной фигурой оказался и Крот – эдакий проводник в Прошлое, творящий настоящее. Замечательно передана судьба главных героев, которых бредовое общество сразу же начало пробовать «на зуб» в своих жерновах. Кто-то поплыл по течению, приняв правила игры; кто-то потерял разум или погиб; а кто-то как всегда оказался в родстве с Большой Шишкой.
Кое-что, конечно, забылось (прошло почти 10 лет с момента прочтения) – мне сейчас будет трудно поставить объективную оценку и что-то внятное сказать, например, о языке. Тем не менее, на основном сером фоне российской фантастики, прочитанной в студенчестве, эта книга осталась для меня ярким пятном. Старшему поколению она, вероятно, будет не слишком любопытна, но в моём случае автор точно попал в мишень.
Valentain, 23 мая 2011 г.
На редкость тяжелая и депресивная книга, после прочтения остались довольно неприятные ощущения.