Роберт Рид «История терраформирования»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Производственное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Венера | Марс, спутники Марса | Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы | Луна | Меркурий ) | Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее | Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Терраформирование | Генетические эксперименты, мутации | Колонизация планет и других небесных тел | Бессмертие | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Дискретный
- Возраст читателя: Любой
Повесть называется «История терраформирования», но это история человека. Нам показан долгий путь становления героя, терраформера по профессии. Вместе с ним мы побываем во всех уголках Солнечной системы, от Марса до пояса Койпера и везде будем видеть как миры приводятся к условиям существования человека.
Входит в:
— журнал «Asimov's Science Fiction, July 2010», 2010 г.
— антологию «The Year's Top Short SF Novels», 2011 г.
— антологию «Лучшая зарубежная научная фантастика. Император Марса», 2011 г.
- /языки:
- русский (1), английский (5)
- /тип:
- книги (4), периодика (1), цифровое (1)
- /перевод:
- М. Мусина (1)
Периодика:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ensign, 1 мая 2023 г.
Как указали предыдущие ораторы — главный герой скучный. Зато выжил.
А вот история будущего выглядит странной. В некоторых областях, таких как управление биологией и терраформирование человечество достигло потрясающих высот. Но почему оно так и не отправилось к звездам, вот совершенно непонятно, при наличии бессмертия. Какая тебе разница, как долго лететь куда-либо, да и что тебя там встретит, была бы энергия... Тут ведь даже не корабль поколений, а подсчитали чего и на сколько нужно, быстренько сбацали мирок, придали ему какую-никакую скорость — и вперед, к звездам. Тем более, показано, что это возможно. Но нет, сидят в системе, изощряясь в собственной миниатюризации. Опять же, накрывают планеты прямо-таки крышами, и не подумали о каком-никаком аналоге сферы Дайсона.
Странная в общем повесть. По построению напоминает «Город», но Саймак в пятидесятых был куда живее, да и изобретательнее.
StasKr, 21 сентября 2020 г.
Та часть рассказа, которая касается терраформирования Солнечной системы интересна и не вызывает особых нареканий (понятное дело, что всё будет совершенно не так, но в рамках заданного сюжета получилось очень неплохо). Но шаг вправо или влево от темы преобразования планет и всё становится очень печально.
Соглашусь с предыдущим лаборантом: главный герой повести довольно скучен. Правда его серость как персонажа обманчива, поскольку волею автора мы редко видим важные моменты в биографии Саймона. В финале повести герой задаётся вопросом: «Кто, кроме меня, дожил до такого возраста и нажил так мало врагов? Кто ещё может сказать, что стоял практически у истоков и при этом никогда не принадлежал ни к одной тайной организации и не совершал значимых убийств?». Обратите внимание на слова «значимых убийств». Они означают только лишь то, что в грандиознейшей космической войне Саймон убил не миллиарды и даже не сотни миллионов людей, а несколько меньше. Скучный и высокоморальный персонаж, да.
Однако если бы дело было только в герое, то я бы поставил бы повести семь баллов. Беда в том, что будущее, которое нам рисует Роберд Рид ужасно и абсурдно даже для самой мрачной антиутопии. Что уж тут говорить про космическую фантастику!
… Человечество колонизировало Солнечную систему целиком. Венера, Земля, Луна, Марс оказались накрыты хрустальными сферами, а значительная часть Меркурия, Юпитера и малых планет пошли на нужды космического строительства. Верится с трудом, но почему бы и нет? Однако, что нам рассказывают о людях, которые это сделали? Роберт Рид пишет «Бессмертие стало повсеместной нормой – а кому не захочется иметь детей, чтобы разделить это блаженство?» и при этом постоянно подчёркивает жесточайший, прям-таки тотальный контроль государств над всеми видами ресурсов и постоянное урезание продовольственных пайков для населения. «Община Стэнфорда утаивала продукты питания; это вызвало стихийный протест, впоследствии переросший в насильственные действия, в которых приняло участие около миллиона жителей города» (с). Но простите, если на стихийный протест из-за чуть больших порций еды выходит миллион человек, то это означает, что эти люди постоянно балансируют на грани жизни и смерти. Представителям цивилизации, которая может по своему желанию трансформировать планеты во что им вздумается и способна вдохнуть жизнь в любую желаемую форму, БАНАЛЬНО НЕЧЕГО ЖРАТЬ! Более того, в какой-то момент постоянная нехватка еды и личного пространства вынуждает общество на добровольно-принудительную смену человеческих (слишком больших и энергозатратных) тел на тела мелких животных вроде сурикатов или попугаев. И именно в таком виде человечество осваивает Солнечную систему… Занавес.
Итог: если автор под блаженством понимает жесточайшие ограничения в еде, воде, личном пространстве и прочих базовых потребностях личности, а ещё к тому же перенос сознания в тело крысы, то ну его к лешему такое «блаженство». В моём словаре это слово имеет совершенно иное значение!
Алексей121, 26 мая 2019 г.
Повесть из числа тех, что я люблю: подробное моделирование развития человеческой цивилизации на протяжении тысячелетий. И получилось у автора очень и очень неплохо: техническая грамотность и достоверные описания в сочетании со смелостью и масштабностью идей. Очень удачное и вдохновляющее начало для антологии, как ни крути.
Но есть несколько принципиальных моментов, по которым мои тараканы с автором категорически не согласны.
1. Наделение человеческим разумом чуть ли не всех живых существ поголовно мне кажется полнейшей ерундой. Это не только не рационально и неоправданно, с какой точки зрения не посмотри, но и просто нелогично. Почему другие живые существа должны мыслить по человечески? Для современной научной фантастики такое упрощение выглядит весьма сомнительным.
2.
В конце концов, не смотря на значимость и размах происходящих событий, главный герой здесь попросту скучный. Это вечный неудачник, вынужденный прозябать в арьергарде и предаваться рефлексии, пока вокруг творится история, а единственное его активное действие было направлено на препятствие дальнейшей человеческой экспансии и торможение прогресса. Ничего, кроме раздражения, подобная деятельность не вызывает.