Антон Орлов «Искатели прошлого»
Долгая Земля — параллельный магический мир. Главный герой, Залман, почти ничего о себе не помнит, а Сандра, которая с детства была в него влюблена, ищет и никак не может найти способ вылечить его от амнезии. Однажды, побывав в заброшенном доме, где они давным-давно жили, Сандра находит старый дневник, который Залмен вел еще в то время, когда находился в здравом уме, и прочитанное наталкивает ее на сумасшедшую идею… Сандра всё та же самая — из «Бедствия номер раз» и «Медсестры», и она же Летняя Властительница в «Гостеприимном крае кошмаров».
Входит в:
— цикл «Сказки Долгой Земли»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
anagor1, 31 января 2016 г.
Начало было очень многообещающим. Подумалось даже: неужто и вправду «неформат», обещанный автором в предисловии? Мир Долгой Земли раскрывается в необычном и по-своему очень красивом ракурсе: через восприятие больного амнезией ГГ. И прочие персонажи с помощью такого приема вдруг обретают, так сказать, «обещания объема», неоднозначности — а, значит, жизненности. Автор вновь продемонстрировала, что способна создавать спокойные, красивые, мудрые тексты... во всяком случае, если в глаголах прошедшего времени видеть «а» на конце. Восхитительно точно показана склонность массового сознания к мифотворчеству ради получения «простых ответов на сложные вопросы». И мир Долгой Земли действительно прекрасен как фантазия!
Вторая часть (дневник) — фактически самостоятельная повесть, там буквально 10% дописать — и будет вполне цельное произведение. Весьма добротное фэнтези с некартонными героями, пусть и с достаточного шаблонными поворотами, с сюжетным приемом имени Крокодила Данди. Но неформатного в ней уже почти не осталось. Кроме того, возник, постепенно нарастая, странный диссонанс: Залман из первой части и Залман из второй как-то не слишком стыковались друг с другом. Амнезия амнезией, но характер-то должен соответствовать. Вот как у Сандры, например — самого, пожалуй, яркого и живого из героев романа. Причем Залман больной воспринимался как-то даже более настоящим, чем здоровый. Потому что менее натянутым на шаблон.
Ну а третья часть, на мой вкус, перечеркнула почти всё доброе и светлое, что было в начале. Цели действующих лиц, всплыв на поверхность фабулы, вдруг резко разделились на крайнеблагородные и низкоподлые. Возник типичный признак низкопробного боевика: благородная цель оправдывает всё, любые средства. В повествование ворвался рой маленьких таких рояльчиков, напомнивших образ влетающих в комнату умывальников Мойдодыра (удивительно созвучного, кстати, с Мордором), дабы быстро увязать все растрепавшиеся сюжетные концы и расставить всех и вся по предписанным форматом местам. И роман резко, на порядок измельчал. А ведь «тема люденов» раскрывалась в нашей фантастике уже неоднократно. Зачем автор так ее свел к какому-то пубертатному примитиву?
Единственное теплое человеческое чувство, которое осталось в итоге — это жалость к Залману из первой части. Но не к болезни его, нет. Он ведь был вполне счастлив, и пусть мир не спасал, как положено форматным героям, зато видел его как-то так... более правильно. А его, блин, типа вылечили. Кто ж так лечит?
В целом-то книга хорошая. Читается легко. Просто некоторые (видимо, зряшные и завышенные) ожидания, увы, обманывает.
olmi, 7 февраля 2012 г.
Как-то в одном ресторане города Петрозаводска попался мне десерт под названием «Мечта Борисова», по-моему, так. Был у них, видите ли, постоянный клиент Борисов, который однажды уговорил сделать десерт на заказ: смесь самых его любимых вкусностей. Уже не помню точно, что там было, кажется, чернослив, сбитые сливки, орехи какие-то, корица…
Я тоже, как тот Борисов, довольно четко представляю, каковы мои любимые компоненты литературного десерта: во-первых, увлекательность, и побольше, побольше! Во-вторых, четкость, стройность, логическая состыкованность и завершенность сюжета. В-третьих, психологически достоверные (сколько хвалила разных авторов этим термином – сама уже от него устала, но пусть будет точность в ущерб оригинальности) характеры и поступки. Конечно, оригинальная яркая фантазия, описанная живым красочным языком, чтобы картинки перед глазами так и вставали. Ну и какое-то морально-философское наполнение должно быть, а то как же сопереживать?
Надо сказать, автор подобной кулинарией владеет очень хорошо. Я с удовольствием взялась за эту часть цикла про Долгую Землю и читала с удовольствием, как вдруг на тебе:
Представляете, Борисову, в его-то десертик – и рыбы копченой. Нет, я ничего не имею против рыбы, но зачем?..
В общем, блюдо получилось неоднозначным, на любителя. Но все перечисленные выше компоненты присутствуют, этого не отнять, потому оценка 8.
Леля, 2 мая 2011 г.
Книга очень понравилась, хорошо раскрывает стиль цикла «Сказки Долгой Земли», чуть мягче, чем начальные произведения указанного цикла, вследствие чего оставляет более приятное «послевкусие». Спасибо автору :)