Эрнст Бутин «Лицом к лицу»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Если к середине жизни вы обнаружите, что жизнь эта не удалась окончательно и впереди лишь пустота, что вы сделаете, если вдруг окажетесь «у истоков» и встретитесь лицом к лицу с самим собой семнадцатилетним, полным надежд, планов и амбиций? Попробуете подтолкнуть свою начинающуюся жизнь на путь, ведущий к успеху? Или, с равнодушием обреченности, останетесь безучастным наблюдателем? А может, просто поймете что-то в себе? Поймете то, что нужно было понять и увидеть раньше, гораздо раньше, будучи вот этим самоуверенным юнцом. И может быть, этого окажется достаточно?..
Входит в:
— журнал «Уральский следопыт 1986'08», 1986 г.
— журнал «Уральский следопыт 1986'09», 1986 г.
— антологию «Поиск-88», 1988 г.
— сборник «Белые звери», 2020 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1986 // Крупная форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amlobin, 29 апреля 2019 г.
Одна из любимых повестей моей юности. История писателя Бодрова, которому удалось вернуться в свою юность, поговорить с самим собой, узнать много нового и исправить кое-какие ошибки. Это не фильм «Назад в будущее» тут нет никого особого экшна (драк, погонь и хронопетель). Общий настрой — ностальгический. Бодров рассказывает себе самому, начинающему карьеристу и богемному неудачнику, как он дошел до такой замечательной жизни, и это сработало.
Путешествие в прошлое здесь скорее литературный прием для рефлексии проблемы судьбы, как мне кажется.
Политики и разоблачений режима здесь нет, очень на самом деле добрая книга, хотя веселой не назовешь.,
ukavgiz, 23 августа 2013 г.
Писатель Бодров решил покончить с собой. Что же случилось, почему? Ведь еще надо написать «большой, главный роман». Присел Юрий Иванович к столу разобрать свои записи, наметки к роману. Прочитав, он, «...цепенея от стыда, ошалело уставился в угол — все, что он считал мудрыми мыслями, стенограммами озарения, был бред: манерный, трескучий, глупый и безграмотный. Отупело сидел Юрий Иванович, чувствуя, как весь, до последней клеточки парализованного страхом тела, наполняется, точно промокашка чернилами, ужасом». Понял Бодров — не писатель он, нет не только таланта, но и маломальских способностей. Всю жизнь писал мелкую, никому не интересную ерунду, но оставалась «вера в свою одаренность, а значит, и то, что рано или поздно будет написана хорошая, крепкая, искренняя книга. ...он холил, лелеял эту уверенность в своем будущем триумфе, любил мечтать о нем, потому что больше ему любить в себе было нечего, и погасни этот тускленький огонек надежды, нечем и незачем будет жить. И огонек погас».
Вот в такой момент своей жизни и очутился Бодров, волею судьбы в лице однокашника (ныне служащего в хитрой научной конторе), в 1957 году, и встретился там с самим собой, выпускником школы.
В повести не будет приключений, интриг, только попытки Бодрова понять и как-то исправить свою неудавшуюся жизнь. Верней, жизнь себя-юноши, к которому он начал относиться как к сыну. Но мы видим — и направляет-то он себя-младшего по большей части в том же духе, что прожил свою жизнь: как бы полегче устроиться, прославиться, даже не пытаясь найти свое призвание, не прилагая ни капли труда над собой. Но младший, вглядевшись в него, выводы-то сделает. «У вас все позади, у меня — впереди...» И на уже привычную реплику старшего «У тебя впереди я!» ответит: «Исключено. Не дождетесь».
Очень тронул (прямо в сердце) эпизод, где Бодров через щель видит свою мать. «...женщина на веранде оставалась симпатичной, миловидной, но чужой, и только когда она знакомым движением нервно сжала горло длинными пальцами, губы ее на долю секунды скорбно стиснулись, а в глазах мелькнули тревога и боль, Юрий Иванович сразу увидел мать в будущем — поседевшую, заплаканную — и перехватило дыхание, и чуть не вырвался крик. В плече часто и колко задергалась какая-то жилка.» Были и другие моменты, повесть хоть и короткая, но от души написана.
У повести Бутина есть подзаголовок: Фантазия на тему судьбы. Да, фантазия, но очень жизненная и живая. Я позволила себе поместить в отзыве несколько цитат, хотелось, чтобы было видно, что это, кроме всего прочего, очень хорошая проза, сейчас так редко пишут. К сожалению.