Бен Элтон «Слепая вера»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Сатирическое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Каждый человек ежесекундно окружен ведущими прямую трансляцию веб-камерами, фиксирует каждый шаг в персональном блоге и выкладывает отчет о любом событии своей жизни (включая потерю невинности) в YouTube. Теория Дарвина объявлена тягчайшей ересью, вызвавшей гнев Божий, светское правительство — лишь исполнитель воли вездесущих жрецов всемогущего Храма… Что это? Новые Темные века? Ничего подобного! Царит настоящий культ тела (подогнанного пластической хирургией под единый стандарт), а средства коммуникации достигли невиданного расцвета. Но мало кто осмеливается отстаивать свое право на частную жизнь — и готов побороться за право своего ребенка выжить.
Публикация на русском: журнал «Иностранная литература», апрель 2009 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
alex1003, 25 октября 2024 г.
Конечно же, с первых глав романа ясно каким произведением вдохновлялся автор. Да и сам он это не скрывает, упомянув «1984» в своей версии антиутопии. Конечно, до шедевра Оруэлла «Слепой вере» далеко. Но сюжеты весьма схожи. Только здесь диссидентствующий главный герой борется с диктатурой религиозного плана, к тому же этой власти присущи некие сексуальные девиации.
Но в целом, интриги в романе нет. Описание тоталитарного общества недостаточно проработано. Каких-либо ярких цитат после прочтения книги в памяти не остается, в отличие от оригинала Джорджа Оруэлла («Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.»)
Думаю, любителям антиутопии произведение зайдет. Остальным – вряд ли.
Marisolb, 5 февраля 2024 г.
«Слепая вера» Элтона была куплена мной для «что-нибудь почитать в дорогу» в далеком 2010 году. За двое суток тряски в плацкарте книгу я осилила и сделала вывод – хоспаде, ну бред же. В свою защиту могу сказать, мне было чуть за 20, в голове и в кошельке верховодил ветер, а проблемы общества меня как-то не заботили.
В прошлом году в очередной разбор своих книжных завалов Элтон вновь попался мне на глаза. И вот как-то так получилось, что я прониклась. Бредом все написанное уже не показалось. Антиутопичное будущее Земли от Элтона гораздо актуальнее, чем оруэлловское или замятинское, хотя, конечно, прочитавшие антиутопии-нетленки Оруэлла, Хаксли, Замятина, Брэдбери увидят очень много отсылок и едва ли не повторов этих книг в «Слепой вере».
Тяготение «офисного планктона» к удаленке, детоцентризм, пропаганда антипривичников, культ шаблонной красоты из-под скальпеля, борьба без борьбы за равные права для меньшинств, выставление личной жизни на всеобщее обозрение… все это мы наблюдаем уже сегодня.
«Слепая вера» – это гиперболизированная сатира на современность, в которой человечество утопает в пародии на религию, духовность, толерантность, социальное равенство.
В этом мире абсурда, возведенного в абсолют, существует тайная противоборствующая группа оппозиционеров, к которой примыкает главный герой книги.
К сожалению, мой вывод из прочитанного неутешителен:
Мое мнение – книга стоит того, чтобы ее прочитать.
UnrealQW, 28 марта 2020 г.
Главный герой -- прирожденный диссидент. Он родился и вырос в антиутопичном мире затопленного Лондона, но ненавидит каждый его аспект: открытость личной жизни, громкие развязные разговоры, телевидение, музыку, манеру одеваться, религиозные догмы, систему быстрого питания и пр. По-сути, ГГ ведет себя как престарелый английский аристократ, который попал на шумную студенческую вечеринку в американском провинциальном колледже. И автор романа постоянно брюзжит по этому поводу в отступлениях, продолжая ломать «четвертую стену». В этом у меня главная претензия к книге: с какой стати ГГ себя так ведет? Он обязан соответствовать своему времени, он не знает лучшего общества, у него нет шансов получить иную психологию, а затем скрывать свою особенность долгие годы от тоталитарного государства... Так почему он такой особенный? «Потому что» -- плохой ответ. А затем ГГ встречает других тайных диссидентов...
Описание мира будущего во многом устарело по современным меркам. Автор романа плохой футуролог: телеэкраны, смартфоны, вездесущие социальные сети, маленькие квартирки и перенаселение -- все это уже было в 2007 году. Из «экзотики» разве что полное доминирование религиозно-политических деятелей (довольно гротескно показанных) над простыми людьми. Экономические и технические основы мира не описаны; откуда люди берут еду и прочие блага не сказано -- следует полагать, булки на деревьях растут. Упоминаются другие (неанглийские) народы, которые где-то там выживают в ужасных условиях, но на этом мироописание заканчивается.
ГГ почти ничем не занимается, но не испытывает скуки. Раз в неделю ходит на бессмысленную офисную «работу», как и все остальные люди, от чего устает. Все действие романа проходит в крохотном мирке дом-работа-знакомые. В то время как съемка жизни всех людей будущего непрерывно транслируется онлайн, на семью ГГ всегда находятся охотники посмотреть (уж не знаю зачем), но сам он и его жена не интересуются другими семьями, или автор романа забыл об этом написать. Несмотря на то, что произведение описывает жизнь только главного героя, непонятно чем он занимается 90% времени. Зато изрядная доля романа посвящена бытовым эпизодам крикливого общения между другими людьми, что явно дико бесит самого писателя. Вообще, я считаю, у автора наблюдается творческая импотенция и англоцентризм в купе с элитаризмом; далеко от сценариев для «Мистера Бина» он уйти не смог.
Центральная ось романа -- новорожденная дочь ГГ у которой 50% шанс не дожить до 5 лет из-за разнообразных детских инфекций. За ее жизнь вяло борется ГГ, хотя особого беспокойства автор романа передать не смог, как мне кажется. Неожиданных поворотов в романе нет, все довольно предсказуемо. Финал навевает скуку своей простотой.
Резюме: недалекий в философском и психологическом плане антиутопичный роман
Madeus, 24 января 2021 г.
Хм, 2007 год... И совпадения с сегодняшней реальностью, приближаются к довольно высокому проценту.
Книгу слушал, начитана Сергеем Чонишвили, интонаций к персонажам книги им было добавлено очень даже к месту.
Отчего книга просто «заиграла». Прекрасный перевод.
Не сказал бы, что сейчас это антиутопия, разве что воды еще не так много, да вроде открытое сжигание на костре, по крайней мере официально, пока еще не наблюдается...
Kersell, 17 февраля 2018 г.
Книга читается очень легко.Что немножко напрягает, учитывая, что это антиутопия, да и вопросы в ней поднятые никак не назовешь легкими.Но автор — комик и это чувствуется. Хотя не знаю, можно ли эту легкость стиля считать минусом в нашем мире. ведь многие, по настоящему страшные вещи, мы действительно воспринимаем легко и быстро забываем, погребая под кучей информации, ежедневно льющейся на наш мозг кислотным дождем. А еще можно поаплодировать автору за прогноз, касательно сексуальных взаимоотношений(приставания, оскорбления), в свете насущных скандалов и общественного мнения, двигающего эту, несомненно важную тему в весьма абсурдную канву. А книга отличная и особенно рекомендуема к прочтению горе мамочкам антивакцинисткам, строящим свое мнение на популистских книжонках и мнениях врачей из прошлого века, с весьма сомнительными взглядами и репутацией.
Tanity, 18 июля 2015 г.
Конечно, после Оруэлла, Брэдбери, Хаксли и Замятина эта книга кажется легкой попсой, но все-таки имеет право на внимание любителей антиутопии. Написано доступно, понятно и не сложно, более того, интересно. Автор показал нам мир будущего, исходя из настоящего: макдональдсы, сотовые телефоны, бесконечное выставление личной жизни в интернете на всеобщее обозрение. Неприятный и непривлекательный мир 2084 года. Но самое главное, слишком много религии. и фраза «когда вера заменила разум...» говорит сама за себя. Рекомендую к прочтению всем поклонникам антиутопий и тем, кому просто интересно узнать возможный вариант «куда катится мир»
ivan2543, 28 сентября 2012 г.
«Я желаю воспеть – я желаю одобрить
благородный инстинкт продолжения рода
солиднейший базис – чувство самосохранения
неуклонный процесс – изощренный порядок…»
(Егор Летов)
Если меня попросили бы одним словом охарактеризовать роман Бена Элтона «Слепая вера», я бы сказал – «своевременный». Потому, что это образец актуальной антиутопии, учитывающей все противоречивые тенденции развития человечества.
Первую половину книги я смеялся как сумасшедший. Автор попадает в точку во всем. И дикий культ бесконтрольного размножения, и поиски «естественности», и парадоксальная смесь ханжества с изощреннейшей пошлостью в СМИ, и параноидальная охота на педофилов, и поднимающий голову религиозный и политический экстремизм самого разного толка – все это наша реальность. Стало даже жутко – я не думал, что на Западе ситуация настолько похожа на российскую, а возможно, в чем-то даже хуже, потому что зашла дальше. Особый эффект чтению придавало истошно орущее из соседней комнаты НТВ – там как раз с особым цинизмом и приторным сочувствием рассказывали о трагической гибели различных детей. На это четко наложился один из первых эпизодов романа, где улица усыпана поминальными открытками. После такого совпадения книга пошла как по маслу, пока не прочитал половину, оторваться не мог.
Переводчикам – особая благодарность. «Слепая вера» читается превосходно, легко, что редко случается с переводными текстами. Отдельное спасибо за остроумный термин «гробья» и за прекрасно-омерзительный глагол «эмотировать». Вообще, новояз «Слепой веры» вызывает какое-то особое мазохистское удовольствие, настолько эти словечки восхитительно идииотичны.
Вторая половина романа, впрочем, вызвала противоречивые чувства. Похоже, что автор мечется между серьезной книгой и пародией, так до конца и не понимая, что пишет. Поэтому ударная доза чернухи и «жести» в конце романа несколько разочаровывает, несмотря на то, что концовка вполне укладывается в логику сюжета. Ожидаешь чего-то другого — беспощадного и злого высмеивания, нарастания абсурда. А вместо этого – пафос. Формат обязывает?
А вообще книга очень сильна. Сильна именно этим злым смехом над нашей действительностью, над взаимоисключающими, но прекрасно уживающимися в человечестве деструктивными тенденциями. «Слепая вера» — это именно книга о том, как люди, разучившись думать, подменили Бога мелкими бесами своего подсознания. Получившийся мир стал таким нелепым и отталкивающим, что вызывает равное неприятие и у религиозных людей, и у сторонников науки, потому, что человеческая мораль в нем подменена инстинктами толпы – толпы напуганной, разъяренной, дезориентированной. Этот мир идет по пути наименьшего сопротивления – высокая смертность? Больше рожать! Без науки нельзя поддерживать Интернет и глобальную слежку? Значит, электроника – не наука, а «мудрость», так же как и пластическая хирургия. Термин значит больше, чем он значит – если нужно устранить противоречия, уточняется терминология.
Для западной цивилизации в настоящее время становится опасным явлением доходящий до абсурда культ детей. Из ребенка делают избалованного идола, внушая ему сознание своей исключительности, что потом создает ему серьезные проблемы с социализацией – потому что нельзя в приказном порядке объявить всех знаменитостями и гениями, точнее, объявить-то можно, но что это меняет? И вот пожалуйста – наркотики, самоубийства, чисто американский феномен «школьной стрельбы». В романе Элтона обожествление детей, абсурдное на фоне высокой детской смертности, доведено до предела – посмотреть хотя бы на их имена. Да и взрослые там – всего лишь инфантильные переростки (а откуда взяться другим?). Посмотрите хотя бы на эпизоды «разборок» в офисе Израза – ведь типичная картина для школьного ученического коллектива…
В нашей стране в последнее время идет война с матерной руганью, насилием и обнаженкой в СМИ. Но вот проблема – бороться с пошлостью, как таковой, не получается. Потому, что пошлость не имеет формального признака, она может быть сколь угодно завуалированной – оставаясь пошлостью.
Есть мысль о том, что появление Интернета заставило людей перейти к какому-то «ненастоящему», «виртуальному» общению. К сожалению, это сосем не так. Все гораздо хуже – Интернет создал новый подвид людей гиперобщительных, помешанных на общении. В реальности у человека может быть десяток-другой приятелей, ну может быть, человек пятьдесят. В Сети очень легко найти сотни. И пустопорожнее «общение» начисто съедает то время, которое человек мог бы потратить с пользой – прочитать книгу, посмотреть фильм, заняться своей физической формой; да просто поразмышлять, наконец. Хуже того, гиперобщительность уже становится нормой – в Европе некоторые психологи всерьез утверждают, что человек, не имеющий аккаунта в социальной сети может стать новым Брэйвиком. Конечно, пока к таким ученым относятся как к научным фрикам, но молодежь уже выражает недоумение, граничащее с неприязнью, в адрес тех, кто не нуждается в постоянном онлайне. Впрочем, это меня пугает слабо — вряд ли моя репутация малообщительного человека навредит мне больше, чем репутация человека… непьющего(!). Да-да, это по нынешним временам большой грех… Вы еще думаете, что Элтон перегнул палку?
В мире «Слепой веры» представления о сакральном и профанном вывернуты наизнанку. «Любовь» является «священной», но при этом никакая деталь личной жизни не может быть тайной. То есть «священным» в этом мире является не тайное, не то, что существует только в смиренных душах, то, о чем знают только любящие – а то, что уже стало пошлым, публичным. Эта тенденция намечается и в реальности – любой, кого коробит ярко выраженное сексуальное поведение, рискует нарваться на обвинения в ханжестве и религиозном фанатизме. Так вот – действительно сакральной любовь является для главного героя книги. Он изначально свободен от пуританских предрассудков, а отвращение к мировой пошлости помогло ему найти золотую середину, здоровое отношение к сексу.
И как легко отпугнуть обывателя от науки! Злой иронией выглядит упорное отрицание происхождения человека от обезьяны на фоне постепенной деградации человечества намного ниже обезьяньего уровня. Впрочем, отрицание эволюции всегда выглядит несколько абсурдно.
Достоинства произведения:
стопроцентная злободневность;
остроумие;
беспощадное высмеивание пошлости, невежества и жестокости людей.
Недостатки:
книга реально может устареть (дай-то Бог, чтоб устарела);
есть немало сомнительных деталей – например, непонятно, почему запрещена даже примитивная развлекательная литература, даже развлекательные сериалы – но разрешены компьютерные игры; зачем Церкви чудовищная рождаемость, если территория страны уменьшается и т. д.
Итог: Роман «Мы» Замятина писался в эпоху зарождения фашизма и сталинизма. На Оруэлла и Брэдбери повлияла эпоха гонений на коммунистов в США. «Слепая вера» — книга своего времени. Сейчас она нужна и актуальна, но что будет дальше? Остроумие Элтона я оцениваю очень высоко – он выдающийся мастер комедий, иначе и быть не могло. Но крайне шаблонный сюжет, родившийся то ли из желания соблюсти жанровые каноны, то ли из постмодернистских убеждений автора, может сыграть с ней злую шутку. А пафосная концовка имеет картонный привкус агитки. Пока же «Слепая вера» — актуальный роман, книга прямого действия, бьющая в цель и заставляющая понять, кто мы здесь, и что нужно делать, чтобы придуманный автором мир не стал реальностью. Ведь слепая вера – это движущая сила самых страшных конфликтов в истории человечества. И противопоставить ей можно только осознанную веру в реальный мир, в могущество разума, в чистые души, противостоящие инстинктам толпы, в того Бога, который требует от человека только одного – новых открытий и творчества.
NHTMN, 8 августа 2011 г.
Своим романом «Слепая вера» Бен Элтон сумел доказать, что классика никогда не устаревает. В разной пропорции смешав культовые антиутопии «1984» Оруэлла, «О, дивный новый мир» Хаксли и «451 градус по Фаренгейту» Бредбери, английский писатель расположил узнаваемые элементы в современном обществе — тут тебе и интернет, сочащийся из каждого угла, и сексуальная свобода, вперемешку с ограничением рождаемости, и постоянный шум, не оставляющий шанса на полноценный отдых.
Единственный минус этого произведения — несмотря на качество повествования, книга не просто ссылается на классику с помощью пародий, но зачастую просто использует целые сюжетные ходы. Впрочем, начитанному человеку будет интересно сыграть в викторину «Угадай из какого романа этот фрагмент».
olmi, 24 декабря 2012 г.
Надо обладать железными нервами и неиссякаемым оптимизмом, чтобы это читать.
Либо не прочувствовать и не испугаться.
Либо абсолютно не верить в вероятность даже частичной реализации этой антиутопии.
Мой же порог чувствительности для таких кошмаров слишком низок. Однозначно признаю за автором талант писателя и публициста, но закрываю роман после первых нескольких страниц.