Бен Элтон «Смерть за стеклом»
- Жанры/поджанры: Детектив | Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Спорт, культура и досуг
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами | Инверсионный
- Возраст читателя: Для взрослых
Роман Бена Элтона основан на западном аналоге этого шоу «Большой брат», да только помимо правдиво-сатирического взгляда на то, как делаются подобные программы, Элтон вводит в сюжет еще и элемент детектива в стиле Агаты Кристи.
И хотя изо дня в день с помощью тридцати камер и сорока микрофонов круглосуточно записывается все, что происходит в доме, где живут участники шоу (камеры установлены даже в душе, в туалете и в так называемой «Камере соития»), кажется, что вычислить убийцу невозможно.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Шведской детективной академии / Svenska Deckarakademins pris, 2003 // Лучший криминальный роман в переводе (Премия Мартина Бека) (перевод David Nessle) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
A.Ch, 24 октября 2019 г.
Людям присуща склонность к подглядыванию. Либо через щель в заборе, можно и в замочную скважину. А вот кому через неприкрытые занавеской бесстыдные сцены за окном?! В прямом эфире да в хорошем качестве да со звуком да с приятными лицами/фигурами, где открывается личина, душа, да что там ещё запрятано под наружностью? Ещё и заплатим за такое представление!
Автор мастерски закрутил социальную драму с греховностью каждого участника, но не осуждающе, а посмотрите-поймите-простите. А ведь и прощают же. Только герои получились плосковатыми и не яркими, разве что только проблески старого консерватора “лейтенанта Коломбо” проявляются в главном тайноискателе, да неистовое желание добиться славы любой ценой (да какой там славы, прибыль её волнует) главной телевизионщицы не даёт читать роман как статейку в газете.
Очень примечательна композиция повествования. Не дождётесь стандартной очерёдности в виде завязки, кульминации и развязки. Камера (переход между героями) будет стремительно перескакивать чуть ли не через две-три страницы. Стрела времени тоже будет выглядеть самопересекающейся кривой. Ах, ещё и имя жертвы неизвестно до середины книги.
Книга, как срез общественной жизни, пусть и Британской; детектив, пытающийся допрыгнуть до планки “Десяти негритят”; сатирический роман, задевающий все меньшинства; уж менее психоаналитический триллер (посмотрите лучше “Стрингер”). Мораль же её в том, что все хотят славы и её последствий, благоприятных, конечно.
roypchel, 21 января 2017 г.
С остроумной английской литературой у меня весьма натянутые отношения. Прочитав с десяток известных и не очень книг, я не вполне понял — из-за чего, собственно, весь сыр-бор?
Бэн Элтон прежде всего известная медиаперсона, а потом уже писатель. Книга «Смерть за стеклом» — это герметичный детектив, где действие происходит в реалити-шоу «За стеклом». Молодые и необремененные интеллектом люди, спаривающиеся в специальных комнатах, испражняющиеся перед всей страной, живут в стеклянном доме под прицелом камер. Толстый и тонкий английский юмор сопроваждает всю эту циничную историю с ярким детализированным телевизионным акцентом. Зная всю эту «кухню» изнутри, Бен Элтон очень ярко нарисовал (или срисовал) своих персонажей, наделив их отвратительным характером и циничностью. И вот этих пауков в банке начинают по одному убивать, чему телезрители лишь радуются, потирая ручонки. Пошлая и предсказуемая история без намека на оригинальность.
Синяя мышь, 28 февраля 2011 г.
Автор сумел придумать идеальное убийство в Доме, оснащенном камерами и микрофонами везде, даже в ванной. Есть запись убийства, но вычислить убийцу кажется невозможным — подозреваются все участники шоу, и у каждого, как выясняется, была своя причина для убийства.... И несчастные полицейские вынуждены сидеть за горой записей о каждой минуте их пребывания в Доме.
Элтон совместил несовместмое -предельную открытость такого шоу, транслируемого на весь мир — и камерный детектив с абсолютно неожиданой развязкой в духе самой Королевы Агаты Кристи, да еще и объединил его с превосходным изображением мира телевидения с изнанки.
В этом и загвоздка. В начале это изображение кажется подчеркнуто сатирическим, но, чем дальше ты читаешь, тем болше убеждаешься, что если Бен Элтон и сустил краски, то самую малость. Телевизионщики готовы на все, чтобы их подопечные в Доме переспали и тем самым повысили рейтинг программы, сами участники готовы на все, чтобы вызвать симпатию зрителей; в любимцы публики выходит вшивый псих, а тем, кто вылетел, приходится мириться с фамильяностью, грубостью и наглостью соврешенно незнакомых людей.
Книга написана хорошим, ровным языком и читается очень быстро, но все же это не только и не столько детектив для развлечения на час. Это еще и картина общества, в котором подобные шоу пользуются огромным спросом. И от созерцания такой картины становится тревожно и неуютно.