Анатолий Днепров «Две минуты одиночества»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Производственное | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Профессор Джиакомо Кардуччи изобрёл аппарат, способный передавать на органы чувств человека искусственные ощущения. Таким образом, можно было заставить сознание человека прожить за краткий промежуток времени целую искусственную жизнь. Однако, профессор никак не мог найти первого добровольца для эксперимента, пока не столкнулся с бедным художником Ренато.
Входит в:
— журнал «Искатель 1962'6», 1962 г.
— сборник «Пророки», 1971 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 21 декабря 2021 г.
Рассказ описывает новый мысленный авторский эксперимент по управлению сознанием. Очередной профессор (на этот раз, итальянец) решает «подменить» естественные зрительные сигналы искусственными, создаваемыми особым «генератором шумов». С точки зрения ученого, мозг испытуемого будет не в состоянии отличить их от собственных ощущений. Так оно и происходит в реальности, и это становится настоящей проблемой для несчастного профессора, ибо испытуемый твердо уверен в том, что смоделированные автоматом события произошли на самом деле... Идея вроде бы здравая, только одно вызывает определенные сомнения: никакой генератор шумов не смог бы создать логически безупречного сюжета, основываясь только на личных чувствах подопытного человека. Здесь, скорее всего, получился бы бессвязный набор образов, не образующий какого-либо осмысленного сценария событий, либо внимание сосредоточилось бы одном определенном абстрактном образе, ассоциативно связанном с конкретным ощущением (яркий свет — солнце, тепло — огонь, шум — ветер). Воображение могло бы добавить от себя какую-то размытую картинку, но нарисовать целый кинофильм с четкими образами и естественным развитием событий — вряд ли. Похожий подход к имитации зрительных ощущений использует и Сергей Лукьяненко в своем цикле о виртуальном мире Диптауна. Только там компьютер посылает в мозг не «белый шум», а вполне определенную картинку плохого качества, которую мозг доводит «до ума», используя феномен самогипноза. В этом смысле писатель Лукьяненко более точен в своем прогнозе, нежели физик Днепров. Последнему рассказ послужил основой для очередной критики как буржуазной науки, которая не считается ни с человеческой моралью, ни опасными побочными эффектами своих экспериментов, так и католицизма, не гнушающегося использовать новейшие научно-технические разработки для дальнейшего «охмурения» народных масс. Острая социальная критика, как кажется мне, мешает сюжету обрести истинное правдопобобие и актуальность. Скорее, он больше похож на дурной сон или плохо проверенную сплетню.
----------
РЕЗЮМЕ: мысленный эксперимент по созданию «виртуальной реальности» путем искусственной генерации зрительных сигналов. Идея, честно говоря, уже устарела и представляет интерес только формой своего выражения.
Ny, 12 апреля 2007 г.
Почему какие-то неизвестные люди любят и уважают профессора Кардуччи после того, что он сделал? Загадка. Почему в реальной жизни слепая жена художника погибла так же как и во сне? Неясно. Странноватое произведение.