Фатех Ниязи «Не говори, что лес пустой...»
Таджикский писатель Фатех Ниязи снискал известность своими рассказами и романами о Великой Отечественной войне.
На тему войны с фашистами написан и роман «Не говори, что лес пустой...», повествующий о судьбе таджикского мальчика Давлята Сафоева. Образ отца, погибшего в борьбе с басмачами, определил выбор жизненного пути Давлята — окончив пехотное училище, он стал кадровым офицером и принимал активное участие в партизанском движении на земле Белоруссии.
В переводе на русский роман вышел в 1976 году.
В 1977 году за этот роман Ф. Ниязи получил Государственную премию Таджикской ССР им. Рудаки.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
horoshogromko, 19 января 2025 г.
Эта книга не для развлечения. Она про войну, даже про три войны. Но если попадётся — непременно читайте, будет интересно не только любителям истории. Тут столько фактов, столько редких, почти экзотических подробностей, столько поводов для размышления. Очень, очень рекомендую.
Первое, что впечатляет, — стиль. Произведения писателей из советскосоюзных республик, которые мне попадаются, всегда познавательные и интересные, но, бывает, написаны преувеличенно этнически и будто нарочито примитивным языком. То ли дело в переводах, то ли их специально отбирали по принципу максимальной “лубочности”, то ли просто квоту надо было заполнять и печатали всё что есть, не глядя на качество — так или иначе, “национальная” советская литература часто имеет специфический стиль. “Не говори” — не из таких. При том, что и главный герой таджик, и вся книга наполнена таджикским колоритом, Ниязи сумел не перейти грань и создал полноценное, над-национальное, если так можно выразиться, произведение. Во всяком случае, подозрений, что роман попал в печать исключительно по квоте, не возникает.
Впрочем, в “Не говори” главное не стиль, а содержание. По познавательности 15/10. Без преувеличения.
Начинается в Таджикистане в 1920-е, отец маленького Давлята Сафоева погибает в бою с басмачами. На овдовевшей матери, к одобрению окружающих, женится двоюродный брат покойного мужа (говорю ж, культурных подробностей масса!). Новый супруг оказывается сволочью, Давлят сбегает из дома, попадает в семью Максима Макаровича Мочалова, бывшего однополчанина своего отца, и становится приёмным сыном Мочаловых. Ниязи очень подробно описывает этих самых Мочаловых. Они русские, приехали в Таджикистан совсем молодыми строить советскую власть, да так в Сталинабаде и остались. Интересно наблюдать, в чём они сохранили русскость, в чём ассимилировались, как укоренились на новой родине.
Закончив школу, Давлят решает стать военным. С этого момента роман происходит в боевых действиях — и это историческая сокровищница. Сразу после училища герой попадает на войну с Финляндией, и Ниязи посвящает финской войне приличное количество страниц. До сих пор я встречала в книгах в лучшем случае упоминания, что и такая-де война была. Почитать что-то хоть сколько-нибудь содержательное довелось впервые. Это раз. Два: в Карелии Давлята ранят, и много месяцев ему придётся провести в госпиталях. Как раз в это время в состав СССР входит Западная Белоруссия, и описание тех событий я тоже в художественной литературе встречаю первый раз. Давлят из-за ранения принять участие в белорусской кампании не сможет, но когда он наконец оправится, весной 1941 года его откомандируют как раз на новую западную границу.
Великая Отечественная, конечно, занимает бОльшую часть книги. 22 июня гарнизон Давлята принимает на себя первый удар. Когда те, кто выжил, приходят в себя, становится ясно, что фронт уже слишком далеко, к своим не пробиться, и солдаты уходят в леса. Всю остальную войну Давлят провоюет в Белоруссии в партизанах. Казалось бы, столько всего написано о партизанском движении, но Ниязи и тут подаёт историю в новом ракурсе, потому что Давляту доведётся партизанствовать как раз на недавно присоединённых территориях со всеми вытекающими.
Итого: “Не говори” бесценный исторический документ. При этом не учебник, а художественный роман, по-восточному красивый и эмоциональный. События описываются тяжёлые, но благодаря таланту Ниязи книга не грузит. Заставляет задуматься — да (ещё как!), но не давит. И не только познавательностью ценна. Яркие герои. Особенно автору удался Давлят, но хороши и второстепенные — и родственники и сослуживцы Давлята, и белорусы, оказавшиеся в немецкой оккупации, и добровольно сдавшийся в плен немец-антифашист. Есть по-советски целомудренная любовная линия. Есть шедевральные эпизоды типа того, как 7 ноября 1941 года партизаны включают по радио Москву, и выступает Сталин (кстати — единственное упоминание Сталина в романе), и они понимают, что вопреки немецким листовкам, обещавшим в этот день на Красной площади парад немецких войск, захватить Москву немцам не удалось. С таким накалом написана сцена, чесслово — расплакалась вместе с героями.
Очень, очень рекомендую.