fantlab ru

Валентин Леженда «Мёртвое эхо»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.00
Оценок:
4
Моя оценка:
-

подробнее

Мёртвое эхо

Роман, год (доступно в сети)

Аннотация:

Это история человека потерявшего абсолютно всё: своё прошлое, настоящее, будущее. Это история отчаянного скитальца, попавшего в самый страшный круг инопланетного ада. И лишь призрак былой любви, как яркий огонёк в беспробудной тьме, способен вывести к спасительному свету. Но достойны ли второго шанса проклятые тени мёртвого эха?

Примечания автора.

Роман написан в редком жанре инопланетного постапокалипсиса. Текст книги основан на разрозненных черновиках продолжения романа «МЕТРО-2033: Слепящая Пустота».

Примечание:

Доступен в сети: https://author.today/work/397679



Издания: ВСЕ (1)


Электронные издания:

Мертвое эхо
2025 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Золотой миллиард»

Рецензия на «Мёртвое эхо» Валентина Леженды

Никогда бы не подумал, что спустя более дюжины лет после «Слепящей пустоты» прочитаю роман, основанный на черновиках её продолжения, а его действие будет разворачиваться в далёком будущем на другой планете. Одно это свидетельствует о том, сколь велики изменения, которые претерпела изначальная задумка.

Судьба «Слепящей пустоты-2» складывалась тяжело. Синопсис продолжения тогдашний редактор «Вселенной Метро 2033» забраковал, как и другие попытки. Однако черновики — о чудо! — никуда не делись, и они дождались масштабной ревизии от своего создателя. Так из обычного постъядерного романа родился роман с космическим постапом.

Да, с точки зрения жанра Валентин далеко уводить «Мёртвое эхо» не стал, но во всём, что касается сеттинга и персонажей, чуть ли не полностью отказался от связок с исходным романом, то бишь со «Слепящей пустотой». Остались только Люгер Килмистер — образ Пустынного Лиса, приходивший в метро-романе к Харону, а здесь — к Диту, — и Лилит — девушка-мутант, названная в честь первой жены библейского Адама.

Что касается Лилит, то в «Слепящей пустоте» это был совершенно жуткий монстр, пусть и в аналогичном образе. Я имею в виду то, что она представляла для выживших нешуточную угрозу. Здесь же она хоть и опасна, но не для главного героя. Даже помогает ему. К тому же она чуть ли не единственная, кого с натяжкой можно назвать человеком. Все остальные действующие лица — роботы, андроиды, киборги, даже дрон с ИИ. Да и сам Дит не совсем человек, но на фоне остальных выглядит наиболее человечным и по природе, и по совершаемым поступкам.

Нетрудно догадаться, что Дит — замена Харона из «Слепящей пустоты». Даже образ рок-музыканта, что помогает ему по ходу сюжета, выглядит этаким анахронизмом. Да, несколько раз в тексте есть фраза «рок-н-ролл жив», но я всерьёз сомневаюсь, что в XXV веке или немного позже все музыкальные достижения последних ста лет будут сколько-нибудь значимыми.

Занимательно и другое. Харон — паромщик в царстве Аида. С удивлением я узнал, что Дит — одно из имён самого Аида. Конечно, когда имя ещё только всплыло, было подозрение, что неспроста автор выбрал именно такой обрывок слова, и первое объяснение — полное имя — меня не удовлетворило. Когда же до меня дошло, что Дит и есть повелитель мёртвых, ну, по крайней мере, его тёзка, что-то будто щёлкнуло, и паззл сложился.

Однако Дит вобрал в себя не только образ древнегреческого бога, но и одного древнегреческого героя, Орфея. С самого начала главы «Мёртвого эха» сопровождаются проявлениями эпистолярного жанра — заархивированными письмами некого боевого офицера к любимой, которую в описываемом далёком будущем ему буквально назначили. Через эти письма мы получаем увесистую экспозицию, что в контексте романтических посланий выглядит коряво, но хорошо работает на понимание мира. Под конец между этими письмами и основной сюжетной линией проявляется крепкая связь, и выписано это на чудесном уровне.

По большому счёту, описанный мир не особо удивителен. Есть злые корпорации, управляемые коварным Золотым миллиардом, который спит и видит, как бы извести побольше бедных ртов. Ситуация доводится до белого каления, случается ядерная война, причём такое ощущение, что апокалипсис настиг и Землю, и основное место действия — планету МТ-203386. Кстати, любопытное название. Вроде бы безликое, но выглядит как шифрованный намёк, что действие метро-сиквела «Слепящей пустоты» должно было разворачиваться летом 2033 года. Явственнее отсылка считывалась бы, если бы там стояли буквы «ВМ», а не «МТ», но и так примечательно.

Перенос действия на другую планету, замена людей на андроидов и вплетение злых Корпораций благотворно сказались на качестве романа. Буквально год назад общими усилиями с одним из администраторов ФантЛаба, Владимиром Щербаковым, мы сформировали неофициальный межавторский цикл фанфиков «Вселенная Метро 2033: Легенды». Там есть раздел «Романы по мотивам „Вселенной“». Так вот, несмотря на происхождение из черновиков именно метро-романа, «Мёртвое эхо» настолько оригинально и самобытно, что гораздо больше тяготеет к космическим романам Валентина «Не убоюсь я зверя» и, в меньшей степени, «Ловчий Смерти». Происходят ли они в одной вселенной, явного ответа в тексте нет, но это однозначно исключительная история.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Никогда ничего подобного я ещё не читал. А ведь перелопатил чуть ли не всю американскую фантастику 50-70-ых годов. Так называемый её «Золотой Период». Идея данного романа совершенно уникальна. В фантастическом кино тоже не встречал ничего подобного если честно. Вся книга не то, чем она кажется с самого её начала и лишь в самом конце, когда происходит главный сюжетный твист, ты чувствуешь себя так, словно на тебя кто-то вылил ушат ледяной воды. Хочется перечитать всё заново, заранее зная главный ключ ко всему сюжету.

Жанрово это, безусловно, инопланетный постапокалипсис с элементами хоррора, мистики, каберпанка, психоделии и даже детективного триллера. Роман чётко разделён на три части соединяющиеся в конце в жуткую и логичную концовку. Эти три части таковы: эпистолярный детектив, космический напряжённый триллер и психоделическая мистика. Причём все эти три элемента мастерски вплетены в сам сюжет, от которого просто невозможно оторваться. С самой первой строчки и до самой последней роковой фразы читатель как загипнотизированный не может оторваться от приключений потерявшего память на чужой планете военного лётчика пытающегося выбраться из смертельной ловушки и хотя бы частично вернуть себе своё прошлое. Но лучше бы он не раскрывал этот чудовищный «Ящик Пандоры». Ведь сон контуженого разума порождает тех ещё чудовищ. И чудовищ вполне реальных, а не иллюзорных.

Любовная линия, о которой мы можем узнать лишь по обрывкам из чужого дневника, завораживает. Через короткие обрывки прошлого автору удаётся воссоздать в сознании читателя яркую и динамичную картину произошедшей в прошлом катастрофы. Катастрофы всей планеты и личной катастрофы главного протагониста романа. Эти события подробно не описаны в книге, но через многочисленные «крючочки» мы постепенно восстанавливаем картину того, что случилось в прошлом, постепенно осознавая масштабы этой эпической катастрофы. Катастрофы масштабы которой ясны только в конце самой книги. Катастрофы не только для уже погибшей далёкой колонизированной землянами планеты, но и катастрофы для самой планеты Земля.

Весьма удачны и отсылки к древнегреческим мифам. История «Орфея и Эвридики» искусно вплетена в сюжет, добавляя довольно глубокому повествованию незаурядное второе дно (хотя этих «вкусных» донышек в романе на самом деле намного больше). Уверен, что при первом прочтении мало кто сможет насладиться всеми гранями и скрытыми «пасхалками» романа. Безусловно, его следует прочитать несколько раз. И особое наслаждение от всех этих секретов наверняка получат любители игровой индустрии. Впрочем, не буду портить вам удовольствие возможными спойлерами.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
История травмированной инопланетной техно-цивилизации создавшей чудовищного мстителя на основе тщательно изученного культурного кода агрессора запомнится вам надолго. И я заранее сильно завидую тем, кто впервые будет читать этот уникальный роман. Будет несправедливо если его так и не заметят любители отечественной фантастики переживающей сейчас не самые лучшие свои времена. Читая подобные произведения думаешь о том, что не всё ещё для неё потерянно.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх