Константин Леонтьев «Исповедь мужа»
Герои повести оказываются в условиях, когда любой сделанный ими морально-этический выбор не принесёт счастья, а послужит источником бед и страданий. Тем не менее персонажи повести стараются так или иначе распутать узел завязавшихся между ними, почти против их воли, отношений.
Константин Николаевич во второй трети XIX века оказался одним из первых русских писателей, ступивших на тонкий лёд описания чувственных конфликтов.
Кроме того, повесть даёт возможность погрузиться в атмосферу войны Российской империи с англо-франко-османской коалицией, ставшей для нашей страны героической, но не самой успешной военной кампанией.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Masyama, 24 ноября 2024 г.
В сборнике произведений К.Н. Леонтьева от издательства «Современник» между двумя романами тонкой прокладкой включена шестидесятистраничная повесть «Исповедь мужа» (впервые издана в 1867 году). При этом первоначально она называлась по месту действия — «Ай-Бурун». Как мне кажется, «Ай-Бурун» подходит лучше, потому что, хотя в произведении муж безусловно есть, я бы не назвал дневниковые записи исповедью.
Повесть вызывает интерес в двух аспектах: во-первых, интересной сюжетной коллизией, а, во-вторых, будучи иллюстрацией очень болезненного эпизода истории Российской Империи, написанной участником событий.
Сначала о сюжете. Главный герой, сорокалетний старик, уставший от всего на свете, перебирается в имение на южном берегу Крыма, где в компании нескольких слуг ведёт одинокую и спокойную жизнь. Однако в силу обстоятельств к нему в гнездо переезжает двоюродная сестра с молодой дочерью. Вскоре старшая родственница скоропостижно умирает. Главный герой попадает в щекотливую ситуацию. Девушка не может жить в его доме в неопределённом статусе из соображения приличий. Отправить её в мир без средств и поддержки он тоже не имеет морального права. Выход один — фиктивный брак. С этой точки и стартуют сюжетные ходы, давшие в своё время критикам повод использовать при описании повести словосочетания «свободная любовь», «открытые отношения» и тому подобные. Интересна эволюция чувств главного героя по отношению к его «жене», отражённая на страницах нерегулярно заполняемого дневника. Между записями там может быть и день, и месяц, и полгода. Жаль только, что нам показывают терзания лишь одного человека. А прочие углы треугольника не могут рассказать об эмоциях от первого лица. Мы узнаём о них опосредованно, в интерпретации основного персонажа.
В качестве исторического фона «Мужа...» писатель использует события Крымской войны 1853-1856 годов, когда героическая оборона Севастополя явила военный и гражданский подвиг высшего порядка. Тем не менее, Российская Империя проиграла эту войну коалиции французов, англичан и осман и была вынуждена подписать очень неприятный мирный договор. Были и другие тяжёлые последствия войны. Но в повести К.Н. Леонтьева, лично принимавшего участие в боевых действиях в качестве врача, война выглядит, как представление для обывателей. Герои ходят на гору посмотреть зарево над Севастополем, участвуют в чём-то напоминающем экскурсии по ещё не остывшим полям сражений. При этом, например, французский офицер заводит приятельство с главным героем и часто бывает желанным гостем в его доме, прославляя доблесть русских войск и даже пытаясь оправдать обстоятельствами военную неудачу России. С ним «под ручку» ходит грек, который напоказ выставляет любовь ко всему русскому. И вообще, вне собственно линии фронта отдельные представители воюющих сторон довольно свободно перемещаются.
В общем, мне кажется, писатель поднял сложную моральную проблему, но как именно он относится к выбору, сделанному героями повести я не могу сказать наверняка. Вроде бы и порицания нет, зато и поддержки тоже не чувствуется. Но, как водится иногда в нашей литературе, на всякий случай все умерли.