Павел Амнуэль «День последний — день первый»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Умирающая Земля | Последний человек/люди на Земле | Мессия
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Герой повести — астрофизик, живущий в Москве в начале девяностых годов. Он считает себя обычным человеком, «мягкотелым интеллигентом», но однажды оказывается в ситуации, когда должен сделать выбор, касающийся существования всей Вселенной, поскольку именно он является Богом — высшим существом, создавшим 20 миллиардов лет назад нашу Вселенную.
Сейчас не обладает прежней силой, он уже не всемогущ, но может с помощью Мессии совершить одно решающее действие — повернуть развитие вспять: к Началу. И попытаться все сделать заново. Решение принято, и Вселенная начинает сжиматься, а люди на Земле исчезают один за другим. Дни создания Вселенной идут вспять. Сначала день шестой — день создания человека. Когда на Земле не остается людей, наступает день пятый — день творения животных. Потом день четвертый... Третий...
Первый. Вселенная опять является хаосом, и дух Божий — дух героя повести — носится над бездной.
Теперь он должен решить, какой намерен создать следующую Вселенную. Свободной от противоречий нашего мира? От тьмы и света, добра и зла?
Входит в:
— сборник «Все разумные», 2002 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 93
Активный словарный запас: низкий (2516 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 17% — на редкость ниже среднего (37%)!
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 1995 // Средняя форма | |
номинант |
Интерпресскон, 1995 // Средняя форма (повесть) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Грант, 22 января 2016 г.
Что скажет неподготовленный читатель? «Философско-гуманитарное размышление о судьбе человечества, приправленное библейскими сюжетами и затрагивающее непростые вопросы». Меня же, как человека, в общем, недалёкого от православия, и даже более-менее понимающего в богословии, эта книга смущает и разочаровывает. Хотя стилистически она и написана хорошо. Пятёрка... только за стиль.
bvi, 6 апреля 2015 г.
Мне никогда не нравилась идея человекобога – это, на мой взгляд, отрыжки антропоцентризма. И хоть понятно, что главное в рассказе не это, он всё равно рассыпается, потому что краеугольный камень непрочен. Не понравилось, что в текст (в сборнике 2002 года) вставлены уточняющие время детали («десять лет, прошедших после развала Союза»). А всё остальное-то осталось без изменения, и цены, и состояние общества. Уж от кого, от кого, а от Амнуэля таких проколов не ждешь...
god54, 27 ноября 2010 г.
Философские размышления о смысле человеческой цивилизации. Если обратить внимание на дату публикации — 1993 год — то можно вспомнить, что в тот период размышлять на эту тему было очень модно. Думать и работать никто не хотел. Еще были деньги и запасы, была вера, но уже никто не понимал пути вперед. Никто не освещал дорогу. Вот и рассуждали... Так и это произведение, как набор мыслей — а что если начать сначала?!
SoN, 29 сентября 2007 г.
Зачастили что-то Мессии в современную фантастику!.:()
Иногда Его встречает лирич.герой, хоть рассказ и идёт от первого лица,
как здесь (и профессия героя — как у автора;) Иногда — лично автор
(как в «Евангелии от Соловьёва»(елеведущий НТВ).
А началось всё вроде бы ещё с Достоевского..;)
v_by, 18 июня 2006 г.
Оригинальный сплав раздумий о мироустройстве, экшна на тему конца света и библейских мифов.
«Как тяжело — лепить из Хаоса и не прийти к нему опять!»
Гамлетовский вопрос — быть или не быть — стоит перед Творцом, а отвечает на него не он, а созданный им мир. «Если бы Гамлет предвидел будущее...» — «Бомба взорвалась в стратосфере...»
Бог развоплощается, воплотившись в созданном им мире: «...создав человека в День шестой, утратил все и стал таким же человеком...» Но эта процедура обратима. Вернуть Силу можно, и Апокалипсис — дань необходимости.
Воистину, сверхчеловеческая вера нужна Богу! — вера в человека.