Павел Амнуэль «Через двадцать миллиардов лет после конца света»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Антивоенное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Действие повести разворачивается в период советско-американского противостояния. Дежурный на базе слежения обнаружил тринадцать объектов. Проанализировав траекторию их движения, он решил, что, наиболее вероятно, объекты эти – баллистические ракеты.
Впервые рассказ под названием «Через двадцать миллиардов лет после конца света» опубликован в журнале «Уральский следопыт», №5, 1984 г.
В «Энциклопедии фантастики» этот рассказ назван одним из лучших НФ рассказов в советской фантастике восьмидесятых годов. Рассказ включен также с антологию «Фантастика века» (1995). В книге «Сегодня, завтра и всегда» рассказ опубликован под названием «20000000000 лет спустя» — таким было требование редакции, не желавшей, чтобы упоминался конец света. Под этим названием, по сути искажавшим замысел, рассказ был опубликован и в «Фантастике века».
Входит в:
— сборник «Сегодня, завтра и всегда», 1984 г.
— журнал «Уральский следопыт 1984'05», 1984 г.
— антологию «Фантастика века», 1995 г.
— антологию «Dimension URSS», 2009 г.
— сборник «Капли звёздного света», 2012 г.
- /языки:
- русский (4), французский (1)
- /тип:
- книги (4), периодика (1)
- /перевод:
- А. Кабаре (1), П. Лажуа (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 31 августа 2014 г.
Рассказ явственно распадается на две, хотя и связанные сюжетно, но, в общем-то, достаточно самостоятельные истории. Первая — о боевой тревоге, связанной с угрозой ядерного нападения, совершенно реалистична и, при этом, написана просто великолепно. Читатель вместе с ее героями сначала никак не может до конца поверить в то, что ЭТО случилось, а затем по-настоящему ощущает тяжесть принятия решения (нет ли ошибки) по нанесению ответного ядерного удара. Эта история — очевидная удача автора.
Вторая — фантазия на тему разумности Вселенной и причин произошедшего 20 миллиардов лет назад Большого Взрыва. Эта история излагается в контексте идеи о уникальности и бесценности Жизни и Разума во Вселенной. Здесь, конечно, далеко не все получилось у автора также складно — что-то очень спорно, что-то явно надумано, что-то немного «притянуто за уши». Но, в общем-то, вполне приемлемо и понятно. Хотя чтение здесь для читателя — далеко не легкое занятие.
В заключении хочется еще раз заметить, что ранние рассказы Павла Амнуэля привлекают внимание в первую очередь своей необычностью, во вторую — знанием предмета и профессионализмом и только потом — всем остальным...
Славич, 8 мая 2012 г.
Первое, на что стоит обратить внимание после разумной Вселенной, — это композиция. Каждый последующий отрывок начинается с той же фразы, которой заканчивается предыдущий. Кажется, все ниточки собираются вместе. Повествование перетекает плавно, без рывков: Вселенная – военные на станции слежения – Вселенная – генерал Хейлуорд – Вселенная – американский президент – Вселенная…
Затем всё неожиданно обрывается. Создаётся впечатление, что выпал ключевой фрагмент. После фразы «Моя мысль опять сосредоточилась на…» почему-то идут слова «Машина свернула на улицу Ветеранов…». Надо бы сравнить с более поздними, постсоветскими, изданиями. Вдруг постаралась цензура, испугавшись, что все основные события мы видим глазами «стратегического противника»…
Стронций 88, 27 декабря 2009 г.
Нет, после предыдущего («Сегодня, завтра и всегда») мне рассказ показался слабым. Начало и примерно половина (там, где про американцев) кажется скучноватым; всё-таки про атомный Армагеддон, как говорится, немало песен сложено, тем более различные западные фильмы уже напичкали нас как там будет у них… И в рассказе всё идёт по тем же рельсам – сухо, шаблонно, логично и правильно и оттого даже как-то неправдоподобно; герои действуют как роботы, ни тебе нервов, сбоев (и это в такой ситуации!) потому и какие-то они пресные, не верю я в них и всё тут. Даже эти вставки от лица мыслящей Вселенной (это уж патом понимаешь) и эти таинственные объекты (ясно же что не наши запускали) держат интригу как-то слабовато. Но вот потом, во второй части, всё вдруг приходит в норму. Персонажи становятся объемными, появляется глубина и сразу же возникает сопереживание, входишь в этот текст. И не по тому, что про наших, а потому что написано хорошо. Тут и идея появляется, может и не совсем научная, но очень интересная и, главное, важная...
Эх, если бы не эта первая часть, если бы не эта её преснота – даже злит немного, ведь дальше всё так замечательно…
stewra darkness, 13 августа 2010 г.
Сначала рассказ кажется скучным: все эти метания и сомнения военных очень утомляют. Но к концу становится понятна цель автора — показать мелочность этих глобальных забот человечества по сравнению с одинокой, медленно умирающей вселенной. Единственный яркий персонаж — Степан Сахнин — видимо, специально выделен писателем. Ведь именно он более менее точно понял, что представляет из себя ниша вселенная. И , наверно, не только понял, но и,судя по финалу, почувствовал ее.
А Вселенная в рассказе получилась почти человеком — беспомощным, беззащитным, которому нужна помощь таких муравьев, как люди. И еще она похожа на мать, когда-то давно потерявшую ребенка. И теперь ей остается надеяться, что новое человечество не заставит ее снова пережить боль потери. На фоне этого образа все общественно-политические передряги нашего мира кажутся мелкими, муравьиными.
viv, 13 декабря 2007 г.
Наверно, в период холодной войны это читалось более актуально. По сути, кроме противостояния двух систем, в условиях проникновения инопланетных тел, когда Земля оказывается на грани войны, ничего больше в рассказе нет. Ну еще идея, что сама вселенная разумна и Большой Взрыв был устроен какими-то разумными, погибшими в этом взрыве. Вот и все. Для хорошей фантастики явно не дотягивает.
god54, 25 декабря 2009 г.
Произведение актуальное во время написания, но теряющее свое предназначение с течением времени, так остальные составляющие: литературная и оригинальность фантастической гипотезы довольны слабые.
Yazewa, 11 мая 2008 г.
Сильная, умная, талантливая вещь. Неожиданная. Умирающая разумная Вселенная... трагический образ. Амнуэлю удаются такие образы едва ли не сильнее человеческих. Взгляд настоящего ученого?.. Наверное, это выделяет его из общего ряда фантастов.