Дмитрий Биленкин «Голубой янтарь»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Поэту и учёному на берегу Балтийского моря волны выбросили под ноги кусочек янтаря с необыкновенным организмом внутри...
Входит в:
— сборник «Лицо в толпе», 1985 г.
— сборник «Пустыня жизни», 2002 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sawwin, 12 декабря 2008 г.
Полвека назад, когда правила бал фантастика ближнего прицела, были популярны рассказы, построенные по следующему принципу:
Учёный А: -- Я долго думал и придумал. А вдруг на свете существует нечто разъэтакое?
Учёный Б: -- Это можно было бы доказать, если бы мы нашли штукенцию воттакущую...
Учёный А: -- Ой, а что это там валяется?
Учёный Б: -- Да это же штукенция воттакущая!
Учёные А и Б хором: -- Ух ты!..
И вот в середине восьмидесятых замечательный фантаст Дмитрий Биленкин пишет рассказ строго следующий вышеприведённому канону. Читаешь и наливаешься злобой пополам с недоумением. Но тут следует мгновенный поворот сюжета и оказывается, что ты ничего не понимал, и, вообще, под видом фантастики прочёл совершенно реалистический рассказ, и надо читать его заново, другими глазами.
Хороший рассказ. Единственный недостаток: третий раз читать его уже не тянет. Впрочем, много ли на свете рассказов, которые хотелось бы прочесть хотя бы два раза?
amak2508, 24 июня 2016 г.
Отличный пример того, как НЕ НАДО писать фантастические рассказы: какой-то унылый, скучно-вялый текст, одно место действия и полное отсутствие динамики, невнятные рассуждения о возможно существовавшей в древности цивилизации в мировом океане и о том, как проверить это предположение и, наконец, финальное признание в том, что это всего лишь шутка недобросовестного ученого. И все это тусклым, невыразительным языком....
Читать вещь не просто неинтересно, а как-то даже тяжело: с первых страниц, с оглашения «гениальным» ученым предположения, что скопление божьих коровок в полосе морского прибоя, это, возможно, признак существования в бесконечно далеком прошлом высокоразвитой цивилизации в глубинах мирового океана, становится понятным, что надеяться найти в этом рассказе хоть что-то интересное, умное или, хотя бы, остроумное — бесполезный труд :(.
demihero, 4 марта 2010 г.
Интересное рассуждение, оформленное как разговор двух учёных и поэта, — о том, какие следы могла бы оставить после себя цивилизация, обитавшая на Земле задолго до человеческой, но не в воздушной среде, а, например, в глубине океана. Смогли бы мы опознать эти следы как результат разумной деятельности? Чем бы такая цивилизация отличалась от нашей? Что неизменно для всех цивилизаций, а что может варьировать? — наука? искусство?
А финал на мой вкус, увы, слабоват: не стоило сводить все эти гипнотизирующие размышления об иных цивилизациях к такой нелепой развязке, к мелочным человеческим обидам.
viv, 18 декабря 2007 г.
Да это и не фантастика, собственно говоря... Двое ученых и поэт рассуждают, гуляя по берегу моря, о возможности существования подводной цивилизации. А на другой день находят янтарь с изображением глубоководной рыбы, которую только недавно нашли и изучили и которую не могла изобразить человеческая рука. Но все проще и сложнее — это один из ученых, по сути простой администратор, организатор, решил прославиться, изготовив это изображение... Да, он по сути не ученый. Но то, что он хороший художник — это факт. Размышления о роли эстетики в истории цивилизации...
Yazewa, 15 мая 2008 г.
В этот рассказ надо вчитываться и вдумываться. Мысли не новые — но и не простые. Видимо, они всерьез беспокоили автора: беседа героев продолжительная и серьезная.