Дмитрий Биленкин «Голубой янтарь»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Поэту и учёному на берегу Балтийского моря волны выбросили под ноги кусочек янтаря с необыкновенным организмом внутри...
Входит в:
— сборник «Лицо в толпе», 1985 г.
— сборник «Пустыня жизни», 2002 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 24 июня 2016 г.
Отличный пример того, как НЕ НАДО писать фантастические рассказы: какой-то унылый, скучно-вялый текст, одно место действия и полное отсутствие динамики, невнятные рассуждения о возможно существовавшей в древности цивилизации в мировом океане и о том, как проверить это предположение и, наконец, финальное признание в том, что это всего лишь шутка недобросовестного ученого. И все это тусклым, невыразительным языком....
Читать вещь не просто неинтересно, а как-то даже тяжело: с первых страниц, с оглашения «гениальным» ученым предположения, что скопление божьих коровок в полосе морского прибоя, это, возможно, признак существования в бесконечно далеком прошлом высокоразвитой цивилизации в глубинах мирового океана, становится понятным, что надеяться найти в этом рассказе хоть что-то интересное, умное или, хотя бы, остроумное — бесполезный труд :(.
Sawwin, 12 декабря 2008 г.
Полвека назад, когда правила бал фантастика ближнего прицела, были популярны рассказы, построенные по следующему принципу:
Учёный А: -- Я долго думал и придумал. А вдруг на свете существует нечто разъэтакое?
Учёный Б: -- Это можно было бы доказать, если бы мы нашли штукенцию воттакущую...
Учёный А: -- Ой, а что это там валяется?
Учёный Б: -- Да это же штукенция воттакущая!
Учёные А и Б хором: -- Ух ты!..
И вот в середине восьмидесятых замечательный фантаст Дмитрий Биленкин пишет рассказ строго следующий вышеприведённому канону. Читаешь и наливаешься злобой пополам с недоумением. Но тут следует мгновенный поворот сюжета и оказывается, что ты ничего не понимал, и, вообще, под видом фантастики прочёл совершенно реалистический рассказ, и надо читать его заново, другими глазами.
Хороший рассказ. Единственный недостаток: третий раз читать его уже не тянет. Впрочем, много ли на свете рассказов, которые хотелось бы прочесть хотя бы два раза?
demihero, 4 марта 2010 г.
Интересное рассуждение, оформленное как разговор двух учёных и поэта, — о том, какие следы могла бы оставить после себя цивилизация, обитавшая на Земле задолго до человеческой, но не в воздушной среде, а, например, в глубине океана. Смогли бы мы опознать эти следы как результат разумной деятельности? Чем бы такая цивилизация отличалась от нашей? Что неизменно для всех цивилизаций, а что может варьировать? — наука? искусство?
А финал на мой вкус, увы, слабоват: не стоило сводить все эти гипнотизирующие размышления об иных цивилизациях к такой нелепой развязке, к мелочным человеческим обидам.
viv, 18 декабря 2007 г.
Да это и не фантастика, собственно говоря... Двое ученых и поэт рассуждают, гуляя по берегу моря, о возможности существования подводной цивилизации. А на другой день находят янтарь с изображением глубоководной рыбы, которую только недавно нашли и изучили и которую не могла изобразить человеческая рука. Но все проще и сложнее — это один из ученых, по сути простой администратор, организатор, решил прославиться, изготовив это изображение... Да, он по сути не ученый. Но то, что он хороший художник — это факт. Размышления о роли эстетики в истории цивилизации...
Yazewa, 15 мая 2008 г.
В этот рассказ надо вчитываться и вдумываться. Мысли не новые — но и не простые. Видимо, они всерьез беспокоили автора: беседа героев продолжительная и серьезная.