Тимур Суворкин «Проклятие дома Грезецких: расследования механического сыщика»
После раскрытия заговора в Оболоцке способности Ариадны вызывают все большее уважение, а Виктора Остроумова представляют к награде.
При этом по всей империи вспыхивают бунты, обстановка накаляется и грозит свержением императрицы и войной с Декабрией. На фоне этого новое дело Виктора Остроумова о пропаже одного из сыновей известного рода, кутилы и франта, кажется пустяковым. Но мрачная усадьба Грезецких в Искрорецке хранит гораздо больше кровавых секретов. Сумеет ли Ариадна вычислить преступника и спасти Виктора и себя?
Входит в:
— цикл «Хроники Петрополиса»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 11 декабря 2024 г.
Крайне человечные поступки
«Не вам, людям, тягаться с машинами. Особенно с машинами за сто сорок тысяч золотых царских рублей.»
Под финал уходящего года мне — видно звезды так встали — валом повалили ретро-фэнтези-детективы от авторов мужчин (что сегодня скорее редкость) со сквозным героем — то есть циклы (что как раз в порядке вещей). Герои сплошь графья: Аверин и его котик, от Дашкевича, Корсаков сам по себе от Евдокимова, Остроумов и его механическая помощница от Суворкина. И снова, как с евдокимовским «Корсаковым», продолжение лучше начала (не скажу того же о Дашкевиче, который от книги к книге становится скучнее).
Знакомым с миром «Ариадны Стим — механического гения сыска» напомню, незнакомым объясню. Тимур Суворкин создает продуманную альтернативную реальность, где эра пара выглядит не так, как представляется нам в идиллических картинках, а так как выглядела бы в реальности, доведись ей продлиться до сегодняшнего дня. Закопченный Петрополис (здешний вариант Петербурга), где стены зданий заранее красят в черный; с громадами по десять-двадцать этажей, верхние стоят дороже, потому что над смогом и можно дышать без респираторов. Уровень производительности труда ниже, чем в нашей цивилизации, потому рабочий день по 12-14 часов, положение рабочих ужасающее, имущественное расслоение предельное.
Столица не Петрополис, а Небесный град Архангельск, буквально парящий в небесах как свифтов небесный остров Лапуту. Главный враг России соседняя Декабрия со столицей Пестельградом (догадались, почему?), с которой родина в состоянии долгоиграющей войны. Причина опалы потомственных механиков графов Остроумовых, с конфискацией имущества и лишением всех привилегий, в том. что отец Виктора, узнав о планах высшего руководства сбросить на Пестельград бомбы, заряженные биологическим оружием «Гнилью», и не имея времени действовать законными методами, приказал ярко осветить Град, сделав мишенью для орудий коммунаров, внезапно обнаруживших над собой вражеский остров. Поступок, объявленный предательским, хотя по сути батюшка героя предотвратил то, что было бы страшнее ядерной войны нашего мира. Сам он теперь в остроге. а Виктор служит в сыске чиновником десятого ранга (четвертого с конца).
На самом деле, цикл Ариадны Стим — скорее биопанк в духе Суэнвика, и робот Ариадна, со всеми ее механическими прибамбасами, с флогистоном за грудной пластиной, основой имеет живую прежде и отчасти живую сейчас женщину. Жутковато, странно, непривычно, но тем уникально. Не очеловечивание всеми силами всего подряд, от механизмов, до, мать их, котиков, но исполненное достоинства осознание себя машиной, более совершенной, чем создатели-люди. Здесь и диалоги (совершенно блистательные, к слову) в стиле тестов Тьюринга, в которых Ариадна не только опережает в логических умозаключениях своего напарника, вовсе неглупого, но еще и всякий раз демонстрирует своеобразную Иронию-2.0, надчеловеческую и завязанную на трудностях перевода.
«Проклятие дома Грезецких» — это снова два автономных, хотя и связанных между собой, дела. Богатая купчиха Кротовихина обращается в полицию с просьбой найти ее жениха Жоржика, бесследно исчезнувшего после визита в имение братьев — знаменитых изобретателей Грезецких. То, что начинается в водевильном стиле и продолжается в почти комедийном ключе, в итоге приходит к жуткой истории серийного убийцы. Вторая часть поначалу кажется хоррором про упыриху, нападавшую на ночных прохожих, но после оборачивается такой невыносимой жутью подчинения одних людей другими, которое хуже рабства с мощнейшим социальным звучанием.
Здесь все по-настоящему: бесправие бедных и безвестных, безнаказанность богатых и знатных, вечное «хотели как лучше, получилось как всегда». Но и внезапная надежда: где люди перестают быть людьми, механизмы оказываются способными на крайне человеческие поступки.
olga.sb, 15 февраля 2025 г.
Общее впечатление: безумно радует, когда первая часть, вошедшая в топ прошлого года и ненамного уступающая Дашкевичу (а по некоторым аспектам и превосходящая), получает не просто достойное продолжение, а продолжение, которое даже лучше: масштабнее, ярче, оригинальнее – не потеряв плюсов прежней книги. Даже полное отсутствие романтики в отношениях напарников скорее служит плюсом. А их характеры получают развитие. И, как раньше, целых два расследования по цене одного (и не в двух книгах, так что чисто по-читательски радуюсь, что маркетологи не пустили Суворкина в оборот пиар-машины, хотя автор этого заслуживает точно не меньше). И снова попадает в мой топ года!
Плюсы.
Детали альтернативной истории. Помимо летающего Архангельска и не победивших в свое время революционеров, появились и новые детали, украшающие повествование: смертокатицы в Северном ядовитом океане, цыганки, гадающие на перфокартах, вычислительные мощи (не мощности!) — это не компьютеры, а буквально мощи святых. Воображение у автора работает на полную катушку, а альтернативная Российская империя обрастает новыми подробностями.
Интересные расследования. Ничуть не уступает по накалу и сюжетным поворотам и новая книга. Обоих убийц я не угадала, и расследование иногда идет очень извилистыми путями. Чего стоит первое – этакое камерное, в пределах одного поместья, с аналогом Вишневого сада и даже легким налетом мистицизма (и языком цветов в качестве ключа!). Да и второе, хотя и завязанное на придворных интригах, здорово и интересно продвигается, становясь уже чуть не политическим триллером с местами приключенческим романов в духе Гардемаринов. Ух, просто аплодисменты автору!
Юмор. Очень много интересных и веселых моментов, ситуаций, аллюзий и прочих приемов, поднимающих настроение, играющих на выразительность характеров героев и вообще всего текста. Много раз смеялась в голос. Куча забавных фразочек вроде «Простите мне эти 2 минуты 34 секунды слабости».
Роботы. Ариадна добавляла колориту и в первой книге, а во второй появились еще несколько вариантов разнообразных машин. Тут и охранные сфинксы (чтобы преодолеть эффект зловещей долины), и боевые машины, и усиленные люди, и даже другая модель Ариадны Стим для целей патологоанатомии. Но один произвел особое впечатление — Шестерни, по сути Железный человек из Изумрудного города — почеловечнее своих хозяев да и многих людей. В том числе и в их несовершенствах. Для поклонников темы роботов тут настоящий праздник.
Встреча со старыми знакомыми. Герои предыдущих частей не просто статисты, отработавшие свой ход и пущенные в отбой, а появляются и расширяют свои роли в новой части. Причем не только начальник, пишущий свои детективы (этот прием покорил еще в первой книге) и не только кукловод-конструктор, желающий через Виктора с Ариадной выйти на императрицу, но и просто персонажи из прежних расследований. Они тоже дают зацепки к новым делам или помогают. Это довольно необычный прием, которые здорово идет на пользу крепкой связи между частями.
Внутреннее формление. Хотя обложка циклу досталась не самая лучшая – вторая чуть лучше топорной первой, но всё-таки не вытягивает, и не будь я воспитана на аляповатых ужасах 90-х годов, обязательно бы прошла мимо, внутри верстка просто шикарна: помимо глав, пронумерованных в двоичном коде, везде рассыпаны шестеренки и вообще услаждает взор.
Минусы (в основном вкусовщина)
Много крови. В предыдущей части тоже было слегка перебор, но тут автор прямо пустился во все тяжкие: Ариадна развешивает кишки как гирлянды, маньяк варит из убитых эликсир, отрезанные головы и море крови — это уже наслаждение жестокостями, а не изображение их как чего-то недопустимого. Нездоровая тема.
Личность убийц.
Rytag, 31 января 2025 г.
Столь же хорошо, как и первая книга. А может быть, даже лучше.
Развивается всё. Мир, герои, история, предпосылки для будущих событий. И развивается в лучшую сторону: ляпов и/или нелогичностей практически нет.
Детективная часть несколько ниже уровнем: ряд моментов поможет читателю угадать преступника, но другие моменты от читателя могут быть сокрыты до самого конца; следствие ведётся несколько хаотично — но общей картины это не портит.
Жанровая часть, в каком-то смысле, не дотягивает. Эпитеты «лучшее», «идеал» или «эталон» книге не подойдут, но «образец для подражания» вполне может быть.