М. Лерой «Три рубля девятьсот пятого года»
Цугцванг в шахматах — положение, когда любой ход игрока ведет к поражению. Ничего поделать с этим нельзя, исправить всю цепочку предыдущих ошибочных ходов невозможно. Особенно, когда против начинает играть сама судьба. Главный герой рассказа «Три рубля девятьсот пятого года» попадает в крутой водоворот событий, повлиять на которые не в силах. Белым не светит при любом раскладе.
Входит в:
— цикл «27-я Фантлабораторная работа» > цикл «Внеконкурс (ФЛР-27)»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Радиотехник, 14 октября 2024 г.
Размеренный рассказ, с хорошей стилизацией, не только языковой, но и структурной. И при всей простоте сюжета, при кажущейся первоначальной лёгкости и несерьёзности, история в конце концов уходит в трагедию, чем-то даже отдающую Достоевским. Написано толково, стиль выдержан, просадок не заметил, динамика тоже присутствует, понравились некоторые решения, например, с цыганями, интерес не терялся, но вот сопереживать героям не получилось. Алексей так и остался для меня недостаточно объёмным, а Иван прошёл фоном, как и Сонечка. Этой истории не хватило чувств, чтобы раскрыться полностью, некоторая рванность в повествовании тоже сбивала атмосферу. Но в целом это крепкая работа в необычном, скажем так, фантастическом направлении, где фантастика неумолимо прячется. Автору спасибо!
Юлия Бриз, 29 октября 2024 г.
Ну что? Написано шикарно и даже сноска в конце есть. В целом очень понравилось.
НО!!! Если пересилить «понравилось»
Это одноногая собачка вышла в итоге.
Я понимаю, что счастливый конец местами приедается, в первую очередь авторам. Но трагический конец ведь тоже должен быть оправдан, иначе это трагедия ради трагедии – одноногая собачка. ГГ из рассказа не является символом эпохи и его смерть от фонаря, только потому что автору так вздумалось, выглядит нелепою. ГГ даже не попробовал найти Соню, он поверил букмекеру на слово.
Я уже молчу, что парень молодой, гормоны играют, все равно бы кто-то приглянулся, может быть не идеальным образом, а практичным. Соню бы вспоминал, как идеал молодости и жил бы себе дальше.
nervenklinik, 25 октября 2024 г.
Хорошо написано, приятный язык и стиль выдержан до конца. Ну то, что исподтишка в одном моменте на три слова разбили и может иные какие-то мелкие косяки я не особо обращаю внимание, дедлайн и все такое. В целом-то видно, что автор писать умеет. Концовка безнадежная, возможно надрыва какого-то не хватило, чуть суховато. Но в целом достаточно интересно и главное, что за этим есть четко сформированная история.
gamayunov, 24 октября 2024 г.
* в рамках одного недообзора: https://fantlab.ru/forum/findmessage4583092
Как бы я хотел уметь так писать… Сразу – я так не умею, так я бы не написал нивжисть. Из претензий только то, что ни темы, ни фантастики в рассказе нет от слова совсем. Можно, при желании, доказывать, что минимально, «на тоненького», они есть. Но не для моего ИМХО. Это реалистичный рассказ про любовный треугольник.
В остальном – ну что скажешь про абсолютно мастерский профессиональный текст? Стиль, образность, язык, структура – все на десятку. Герои слегка плосковаты и, кроме ГГ, статичны. Но это не портит рассказ нисколько, может даже в плюс играет.
Надеюсь, и этот рассказ не выиграет, но снова за него не переживаю. Такого качества тексты не пропадут.
Еще раз – автор, я тебе завидую люто.
vanishrap, 19 октября 2024 г.
«Три рубля девятьсот пятого года» — это рассказ, который мне действительно понравился с точки зрения формы и исполнения. Он написан очень мастерски, мотивация персонажей ясна, и история достаточно сложная и глубокая. Однако, несмотря на общий упор на реализм, для меня эта история не совсем однозначна. Мне показалось, что в ней есть элемент мистики, который можно трактовать по-разному.
Мне особенно запомнился момент с букмекерской лавкой. Для меня это место читалось скорее как аллегория, чем как физическое место. Возможно, это символ судьбы и того, как человек не может избежать своей участи. Это предзнаменование или метафора того, что ожидает каждого персонажа, а не просто доска с надписями в реальном помещении. Этот элемент выделяется на фоне исторического реализма и создаёт ощущение чего-то иного, выходящего за пределы простого исторического контекста.
Однако главная проблема для меня в том, что рассказ слишком сильно опирается на исторические события, не объясняя их должным образом. Да, события, происходящие в нём, относятся к эпохе Первой мировой войны и революции, и судьбы персонажей перекликаются с этими важными моментами истории. Но для читателя, который не знаком с деталями этой эпохи, многие аспекты могут показаться недосказанными. Предполагается, что читатель знает достаточно о событиях начала XX века, чтобы понять, что стоит за описанными событиями. Но в тексте нет объяснений, и если читатель не обладает знаниями о Первой мировой войне или революции, рассказ может показаться фрагментарным и странным.
Исторические события здесь скорее подразумеваются, чем объясняются. Рассказ использует реальную историю как фундамент, но этот фундамент остаётся «за кадром». Для читателей, которые хорошо знакомы с этой эпохой, это может быть не проблемой. Но если у тебя нет глубоких знаний об этом времени, события и действия персонажей могут выглядеть хаотично и бессмысленно.
Мне хотелось бы, чтобы рассказ существовал как самостоятельное произведение, которое не требует от читателя специальных исторических знаний. Если в рассказе есть важные исторические контексты, они должны быть представлены таким образом, чтобы они были понятны всем читателям, а не только тем, кто уже знаком с этой эпохой. Но здесь весь контекст остается за пределами текста, что может сбивать с толку и снижать эмоциональное воздействие.
Итог: это хороший рассказ, написанный мастерски, но его сильная зависимость от исторических событий без должного объяснения создаёт впечатление, что чего-то не хватает. Мне бы хотелось видеть более детально раскрытый контекст, чтобы история могла существовать сама по себе, а не полагаться на внешние знания читателя.
Саша Нефертити, 27 октября 2024 г.
Упс и ещё раз упс. Моё главное разочарование тура.
Рассказ прекрасен со всех сторон! Просто со всех: и углубление в историю, и атмосфера, и подробности. И развитие героев на месте, и нарастание накала, темпоритм. И ровно тот уровень, чтобы показать красивые допдетали, не перебарщивая, но и раскрыть главную линию. Читала, уверенная в том, что читаю победителя и...
Здрассьте, главный твист — в рассказе нет фантдопа. Совсем! Это прекрасная трагедия в исторических декорациях. Вся мистика оказалась совершенно понятна и старательно объяснена автором. Ну, с трудом за единственную лёгкую мистику здесь можно было бы притянуть предсказание цыганки, если бы это хоть сколько-нибудь повлияло на сюжет, а не на атмосферу.
Твист номер два: раскрытия тем тоже нет. Совсем. «Детскую задачку» здесь нужно притягивать за такие уши, что они, похоже, лопнут в процессе притягивания.
Автор, боюсь, это не те твисты, на которые рассчитывали читатели.
Я прочла рассказ с удовольствием и дала бы ему высший балл! Но... У меня серьёзное подозрение, что автор просто не успел к дедлайну создать текст, соответствующий задаче и поэтому прислал то, что было готово.
Мне очень жаль, но, простите, автор, для меня это дисквалификация. При этом, я смотрю, рассказ выигрывает у соперников, нарушая все правила из-за своего несомненного качества. Как же так, ребята? Это же конкурс!
stogsena, 25 октября 2024 г.
Не проходите мимо! Возможно, перед вами бой будущих финалистов, или, чем черт не шутит, лауреатов ФЛР-27. Мы начинаем
Спарринг 5.
Боец в синем углу ринга – Холодный нос Сол Нарын Сирма (№9, рейтинг на момент поединка 7,10)
Боец в красном углу ринга – Три рубля девятьсот пятого года (№10, рейтинг 7,33)
Раунд 1. Тема
Невероятно, боец №9 ведет этот раунд по лекалам бойца №7. Те, кто следил за позавчерашней трансляцией, наверняка это заметил. Дать ГГ нужные знания, невесть зачем (как невесть? – за славой!) заставить его попереться в поход, куда его не звали. Опять же через тернии. Недетская задача, решаемая мальчишкой в лоб. Один тренер? С моей позиции не видно…
У №10 с темой все сложней. Кто тут чего не искал и не находил, даже перечислять не буду. Я, к примеру, вижу прямо противоположное Almegу. То есть ГГ растратил жизнь попусту, увлекся ставками-девками, и проиграл. Дело в том, что рассказ выстроен так, что каждый находит там то, что ему кажется правильным. Своеобразная китайская комната. Недетская задача, решаемая то ли героями, то ли читателями. Мне понравилось, хоть я и не люблю, когда меня водят за нос. Тема очень не в лоб, но не 3-0 точно.
Тем не менее, в конце №9 дополнительно выдает пунктиром немного солнца, поэтому 2-1.
Раунд 2. Фантдоп
Боец №9 опять обращается к классическим рецептам. И чужой для чьих-то потомков мир, и пеньки-демоны, и солнце-реактор с этникой и прочими фишечками. Мне почему-то сразу вспомнился не №7, а Булычевский Поселок. А что, №9 не подвел, отлично сделано, и даже не римейк, просто где-то по мотивам.
У бойца в красном углу с фантдопом, пожалуй, даже хуже, чем с темой. Ну не засчитывать же ему за фантдоп борьбу великой еврейской и великой цыганской наций за будущее ГГ, ширли-мырли его растак. Или там витязей на распутье «налево пойдешь – любимую потеряешь, направо – деньги, иди прямо», хотя, как мы знаем из кино, русский витязь прямо не ходит. Поверить в сюжетообразующую мистику lowercase? Как у Толстого в «Войне и мире»? Или в «Беге»? У меня не вышло, хотя у кого-то может получиться. 4-1 после нокдауна.
Раунд 3. Персонажи.
Уважаемые зрители, борьба накаляется! Бойцы заходят с козырей. На любой хук отвечают любым свингом. №9 использует приемы северных охотников и рыболовов, его неслух Сотра расправляет плечи на глазах, а второстепенные персонажи, от главного инженер-шамана до последней лайки убедительны, хотя к концу слегка теряют индивидуальность. Из-за темпа, надо ж быстрей.
№10 протаскивает ГГ через любовь и кровь гражданской, и убивает, но если туп, как дерево, родишься… С внутренней динамикой у парня никак. Вот уж где сталкиваются неподвижная сила с непреодолимым объектом. Стоп, это из следующего раунда, прошу судей стереть записки и не учитывать сказанное! Актеры 2-го плана даже шикарней, чем у №9, одно «Эй, пхэнэ!» чего стоит! 5-3.
Раунд 4. Конфликт и пр.
Про №10 я вкратце анонсировал. Парень-скала. Даже под напором рушащегося мира ведет себя как истинная lady does not move. Если кто увидел конфликт витязя «любовь-деньги», этого нет и в помине. Скорее, я тут увидел игру, когда периодически ты смотришь строку состояния. То есть дополнительный конфликт, между игрой (восприятием мира как чего-то виртуального) и реалом. Тут бы и сказать, когда у ГГ сталкиваются эти два мира, он понимает и наступает катарсис. Но нет, ему о смерти сообщает строка состояния. А дальше просто гейм, как говорится, овер, миссия провалена. Короче, мне кажется, №10 в этом раунде заигрался и чуть было не переиграл себя. Если бы не.
У №9 все проще. В какой-то степени намеком на конфликт может служить борьба с недружественной средой обитания, но эта составляющая, хотя и ярко оформленная недотягивает до игры №10.
В этом раунде красный смотрится получше. 6-5
Раунд 5. Личное.
Проблема №9 в его предсказуемости. Да, меня он увлек. Я вообще люблю Нарын-Сирмов и прочих Ильбэшей, читаю такие вещи с большим удовольствием. И автору спасибо, классная штука вышла. Но, yolkee-palkee, мне кажется, я самой первой страницы знал, чем все кончится. Если вам кажется, что я говорю, как будто это что-то плохое, то таки может, нет, а может, да. Красивый предсказуемый конец или красивый непредсказуемый… не знаю.
Проблема №10 не столько в непредсказуемости финала, это даже в плюс, сколько в непредсказуемости, и фиг с ним. Не получилось сопереживания, пусть даже и любовь, и кровь. Мешала эта игровая, виртуальная составляющая. Любовь, да платоническая. Херсон, да отчасти цифровой. И кровь, да на экране. А когда миры столкнулись, уже и почти фиг с ним. Но читал взахлеб, признаю.
В общем, раунд равный вышел, но боевой, сложный, поэтому бойцы получают по бонусному баллу.
8-7
Для меня победа за синим углом. Типичный крепкий финалист побеждает технаря в равном бою за счет нокдауна во втором раунде.
Все согласны?