Эрик Фрэнк Рассел «Я — ничтожество»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Антивоенное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
История человечества – это история войн и вооруженных конфликтов, коих на нашей планете случилось уже десятки тысяч. Почему бы не устроить антивоенную полемику о безрассудстве сильных мира сего.
Входит в:
— журнал «Astounding Science Fiction, July 1952», 1952 г.
— антологию «The Best Science-Fiction Stories: 1953», 1953 г.
— сборник «Somewhere a Voice», 1965 г.
— сборник «The Best of Eric Frank Russell», 1978 г.
— антологию «There Will Be War», 1983 г.
— сборник «Major Ingredients», 1998 г.
— антологию «Century's Best Horror Fiction. Volume Two», 2012 г.
- /языки:
- русский (3), английский (3)
- /тип:
- книги (4), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- В. Гольдич (2), И. Оганесова (2), С. Фролёнок (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
god54, 18 марта 2021 г.
Не ожидал, что автор начнёт оправдывать диктаторов, веря, что в них осталось хоть какая-то капля человечности, я уже не говорю о чести, морали, сострадании и, это почти сразу после 2-й мировой войны. Сегодня в моей стране сидит диктатор и собирается сидеть ещё долго. Ни в его речах, ни в его поведении, ни в его глазах не осталось ничего человеческого, ни капли. Только страх, злоба и желание всех уничтожить, превратить их в ничто.
nikusha_marx, 4 февраля 2022 г.
впервые я этот рассказ прочитал когда меня было не больше двадцаты. тогда тронуло до глубины. перечитал сеичас когда мне уже 36 сейчас и далеко не тот малчик которим был ранше. но расказ все также шикарен и до жути прекрасен. вот таким должен быт анти военная проза.
VovaZ, 10 мая 2020 г.
Эмоционально мощный, антивоенный рассказ. Рассел часто пишет на эту тему, будучи обычно скуповатым на эмоциональность произведения. Этот рассказ высоко эмоционален, читается немного необычно.
Меня всегда удивляла работа Рассела именно в жанре НФ. Уж эту то сюжетную схему было бы очень легко уложить в рамки любого реального конфликта. Ну, да ладно.
То, что суровый и безжалостный военный диктатор оказывается эмоционально ущербным и незащищённым, это нормально. Иначе, откуда вообще бы брались тираны и садисты? Однако, очень интересно ключевое событие, в общем-то, безобидное, на фоне окружающей ГГ жестокой реальности, которое, тем не менее, легко взломала внутреннюю защиту диктатора.
chivel, 2 января 2019 г.
Маленькая девочка с вражеской планеты, чудом уцелевшая под бомбардировкой, тронула сердце диктатора и тот согласился на мирный договор... Сейчас такое невозможно — князья мира сего научились игнорировать жертв. В ходу «гуманитарные бомбардировки», всевозможные приёмы расчеловечевания противника, мантра «они сами себя обстреливают», и многое иное. Наивный рассказ из сравнительно вегетарианских времён.
Сказочник, 5 июня 2019 г.
Рассказ оставил двоякое впечатление. С одной стороны, мастер описывает совершенно нетипичную ситуацию, показывая, что все мы люди. Пытается выбить из читателя слезу коленкой. Идею Мастер донес, она ясна и понятна, как понятно и то, что наивность обусловлена датой написания — это самое начало 50-х, тогда фантастику писали именно так. Проблема в том, что героям не веришь. Как и всей ситуации.
cba357, 28 октября 2019 г.
Вот так увиделось... Хотя можно придумать и другие разные интерпретации.
Микрорассказ действительно в этом «Мой дом исчез. Моя кошка прилипла к стене. Я пыталась ее снять. Они не позволили. Они выбросили кошку.»
Суть современной войны.
Но если оставить только эти слова — они не получат надлежащей интрепретации и не вызовут эмоций. Кто-то даже посчитает это чем то то ли символическим, то ли сюрреалистическим.
Но эти слова, вставленные в рамку и фон рассказа — впыхнули.
И не важно, кто и кого победил. Не важен диктатор, не важна девочка.
Об этом «Я — ничто».
Слова следом — это и есть то, что осталось — последствия войны.
mputnik, 2 января 2019 г.
Без обид, братья и сестры — мы все в одном едином и неделимом Светлом Храме Фантастики. И склонности и пристрастия свои — вольны демонстрировать открыто и непредвзято. Посему — тоже молчать не намерен.
Это упаднический текст, уважаемый потенциальный читатель. Ты его, конечно же — прочти, но именно для того, чтобы понимать, о чем я, собственно. Кстати, какой удобный сайт, никуда отвлекаться не надо на иные ресурсы, все буквально под рукой. Автор у нас — «...четыре года служил в Королевских Военно-воздушных силах (RAF), командовал передвижной радиостанцией в тылу армии генерала Паттона. Однако, красной нитью в его произведениях становится преодоление насилия власти и антивоенная тематика...». Н-да. Надо помягче как-то сформулировать: эээ..., взгляды оного Автора на насилие эээ... были сформированы в эээ... тылу, и реалии войны ему эээ... несколько малознакомы.
Да, фразы пишет — красивые, видно, что талант имеется: «...Коренная же причина войны, которая не менялась с тех давних пор, когда в джунглях встретились две обезьяны и захотели один банан, – это сама война...». Господи ж, Ты Боже ж мой, какая непроходимая НАИВНОСТЬ, какая «детскость» непреодолимая! И оный Автор — берётся нас жизни учить, уму-разуму наставлять, так сказать.
Н-да.
Вот я о чем, уважаемый потенциальный читатель. Не держи за чистую монету выдумки оные, держись — по возможности — подальше от таковых «свидетельств про ужасы войны». Это просто выдумки. Типа, профессия такая — книжки писать
Тиань, 1 февраля 2017 г.
Рассказ об одиночестве побежденных и победителей. Маленькая девочка назвала себя ничтожеством, потому что не смогла защитить свой дом и своего кота от вражеской армии. Взрослый мужчина настолько впечатлился этими словами ребенка, что прекратил войну, и тоже назвал себя ничтожеством, потому что всегда был один среди людей.
Автор попытался обыграть тему агрессивного поведения в политике и в отношениях между людьми как нравственного тупика, порождающего чувство собственной ничтожности не только у тех, кто подавляется более сильным контактером, но и у самого условно сильного, который обречен на одиночество. А выход из тупика — в общении, в поиске компромисса и взаимной поддержке.
Всё так. В теории. На практике же я ни на минуту не поверила ни одному из героев. И, мне кажется, сам Автор им тоже не верил. Слишком схематично набросано всё в этом рассказе — мотивы и поводы войны, поведение героев, судьба девочки... Все похоже на небрежный карандашный рисунок, которому не хватает цвета, объема, жизни. Видимо, поэтому в сюжет введен ударный элемент — котик, которого убили и выбросили. Это беспроигрышно и нечестно, а для Мастера уровня Эрика Рассела непростительно -уж если хочешь показать страдания ребенка, покажи это на примере ребенка, без котиков и одноногих собачек.
В-общем, на этот раз я Эриком Расселом крайне недовольна. Он может писать гораздо лучше.
Lady Seriana, 30 августа 2015 г.
Сильный рассказ...Рассказ о прозрении души... Тяжело описать прочитанное, т.к. мастеру удалось коротко и просто раскрыть, конечно же, не весь внутренний мир ГГ-военного(ведь люди многогранны), но его часть. Это уже далеко не первый рассказ Рассела, который воспринимается словно этюд, зарисовка, но который поражает в самую цель изяществом и одновременно остротой вложенной мысли. О таких произведениях лучше не говорить, лучше — прочесть.
Gourmand, 23 мая 2015 г.
Военные — люди с необычной психикой. И нет ничего удивительного, что всё у них не совсем так, как у нормальных людей. Можно ли им доверять власть и управление — большой вопрос. К сожалению, смягчившийся вояка уже не нужен машине государства, и ГГ просто вышвырнут на пенсию, а на его место встанет ещё более бессердечный завоеватель. Ну и контроль над СМИ (что показывать, а что нет) играет большую роль. В данном рассказе военные управляют тем, что и как показывать.
alex1970, 27 декабря 2012 г.
Очень страшный рассказ об ужасах войны.
Если уж проняло старого закоренелого ястреба, то и простого читателя прошибет до костей.
Буднично описанная ситуация вдруг оборачивается в совершенно жуткую вещь
Yujin, 13 октября 2007 г.
«Оказалось, рассказ получился совсем коротким. Он прочитал несколько строк.
«Я — ничто. Мой дом исчез. Моя кошка прилипла к стене. Я пыталась ее снять. Они не позволили. Они выбросили кошку.»
Холод у него в животе начал расти. Корман вновь прочитал написанное гостьей. И еще раз. Потом он подошел к лестнице и посмотрел вверх — там находилась спальня девочки.
Не просто девочки — врага, которого он превратил в ничто.»