Эрик Фрэнк Рассел «Быстро наступает вечер»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено ) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Умирающая Земля | Прогрессорство
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Мир далекого будущего. Наше Солнце доживает последние годы, и близится тот миг, когда оно, погаснув навсегда, унесет с собой в вечный холод колыбель человечества – Землю. Человечество насчитывает несколько миллионов – все, что осталось от некогда громадного племени. Но это уже не те люди… Теперешний человек живет множество веков, так как неимоверное число лет нужно только на овладение знаниями, собранными за всю историю существования Земли. Человек покорил космос, исследовал множество миров и на многих из них обнаружил разумную жизнь. Велики знания и силы человечества, но и их не хватит, чтобы продлить жизнь своему солнцу…
Так смогут ли спастись люди, когда никто не захочет приютить на своей планете миллионы беженцев, да еще и обладающих огромными знаниями?»
Входит в:
— антологию «The Best Science-Fiction Stories: 1953», 1953 г.
— сборник «The Best of Eric Frank Russell», 1978 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 14 (1952)», 1986 г.
— сборник «Major Ingredients», 1998 г.
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- книги (2), самиздат (1)
- /перевод:
- В. Гольдич (2), И. Оганесова (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
god54, 7 января 2021 г.
Довольно банальный рассказ, который в точности рисует картину того времени, когда был опубликован рассказ. Африка, Азия освобождаются от колониализма и представители новых стран едут учиться в метрополии. тенденция, которая сохраняется и сегодня, все стремятся попасть в лучшие учебные заведения, к самым лучшим преподавателям. В рассказе же всё наоборот, Земля рассылает учителей в новые миры... Это так похоже на Кубу, которая экспортирует врачей в страны Латинской Америки, но их уровень, уровень среднего общего хорошего простого врача. А, где высокие технологии, их с собой не привезешь, талантами не могут быть все, их единицы... Ну, а вообще-то убивает уровень развития Великой Земли, которая по-прежнему работает с перфокартами и едет учить других?!. Чему?!.
rim_x, 27 февраля 2017 г.
Вообще-то я предпочитаю обращать внимание на литературные достоинства текста, приемы, образность, разные техники, стиль и т.д., в общем на магию слов. То есть это первое условие моего интереса к тексту. Идеи тоже необходимы, но симфонию трудно напеть, как в известном анекдоте. То есть вот хорошие идеи, не подкрепленные техниками работы со словами и образами, редко заслужат мою самую высокую оценку.
Однако, так не всегда. Всегда много исключений. И этот рассказ такое исключение. Ему ставлю 10, хотя текст не таит в себе какого-то волшебного концентрата, стиля, искусных техник, но это и не графоманский текст, который неприятно прочесть. Прочесть было увлекательно и приятно, ровные образы нужными словами хорошо рассказывают эту историю. Однако, что меня пленило в этом рассказе?
А вот что. Позитивное греющее теплом мудрости и гуманности будущее и даже настоящее, в котором могут создаваться такие образы будущего. Хотя история начинается с описания теряющего силу земного солнца, с картин предстоящей катастрофы, но я здесь вижу эволюционный переход человечества на более высокий уровень своего места в мире. Это как в нашей истории раньше дикари были привязаны к своим общинам, местам, языку, а потом границы стали стираться, мир стал единым для людей прежде разных культурных сред, немало людей стали чувствовать себя гражданами мира, а все лучшее, что было когда-либо придумано стало общим достоянием единой цивилизации. Так и в рассказе новый переход к более широкому пониманию места во вселенной, по-моему, удачно рисуют такую новую ступень взросления человечества. В финале земная учительница дает урок. Тема урока прекрасна и это хороший финальный аккорд для этой маленькой грезы. Мне напомнил рассказ еще и любимую мной серию сериалов «Звездный Путь» (кроме первого), хотя там все другое и земной мир является центром и исторические города на месте, все другое, но гуманистический и просветительский посыл, по-моему, роднит эти произведения.
Еще, при сильном желании, можно прочесть эту историю иначе, можно увидеть за милым ангельским образом землян хитроумное коварство, и все не то, чем кажется, тогда желающие могут насладиться нотками заговора и дьявольским подтекстом, а небезосновательную теорию рептилии из этой истории, снисходительно воспринятую землянкой развить в конспирологию с холодными расчетами некоего тайного братства. Возможность такого прочтения делает историю более насыщенной. Но, такое прочтение, все же, на любителя.
Так или иначе этот единственный прочитанный рассказ автора привлек мое к нему внимание и даже только из-за этого рассказа захотелось иметь книгу его рассказов в своей библиотеке.
Мир «полудня» совсем по-другому.
Сказочник, 4 января 2018 г.
Очень красивый и по-настоящему классный рассказ. Удивительно, что и Марсианские хроники Рэя Брэдбери, и Умирающая Земля Джека Вэнса, и этот рассказ написаны приблизительно в одно время. Мне кажется, весьма схожие по духу произведения. И все до безумия хороши.
Pupsjara, 13 августа 2011 г.
Понравилось, как землянам удалось стать наставниками-учителями у почти всех цивилизаций, причем пользоваться таким успехом и популярностью, что количество таких учителей-землян на планетах при желании могло бы легко увеличиться в разы или даже десятки раз. Но проблема в том, правильный ли это ход, учитывая скорую гибель солнца и земли. Да у людей очень много влияния, но может быть было правильнее направить все усилия на спасение солнца и земли, ведь это их родной дом, хоть автор и пишет, что это безнадежно, но ведь надежда умирает последней...
Yum, 7 мая 2009 г.
Всё как в рубрикаторе — «Люди — уже не совсем «люди»...
Умирающее Солнце провоцирует людей спасать свою цивилизацию оригинальным способом — путём расселения по всей известной вселенной микрообщинами. Но главное тут — чтобы ксенобионты не только не протестовали, но и просили эти общины существовать и расширяться. А для этого люди стали учиться по 700 лет и позиционировать себя как вселенские учителя...
Правда что будет с ними (общинами) после окончательной гибели Солнца и Земли — до конца непонятно(
ZiZu, 27 мая 2008 г.
Любопытный способ навязать себя, но при этом сделать так, чтобы в тебе нуждались и ни за что не прогоняли, а наоборот умоляли остаться. Только Землю жалко :-(