Станислав Бескаравайный «Об ограниченном расцвете»
Многие говорят о бурном развитии фантастики, и многие — о её упадке. Книг стало много, но прибавилось ли в них смысла? Фантазии стало еще больше, но есть ли понимание собственных вымыслов? Культурологи против футурологов — кто побеждает в споре последних десятилетий?
Входит в:
— журнал «Полдень, ХХI век'03», 2010 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 10 ноября 2023 г.
Три четко подмеченных и вполне себе обоснованных претензии к цеху фантастов первой четверти века:
*** «…Будущего они не конструировали. Не предлагали людям картин грядущей жизни. И речи даже не было о том, чтобы дать некий выдуманный, но одновременно реалистичный, действенный в своей притягательности образ, вмещающий в себя грядущие века всего человечества. Были попытки, упоминавшиеся выше, нарисовать некое счастливое будущее России, но и они не пошли дальше вполне рядовых романов…»;
*** «…В тот момент, когда постсоветское общество начнет реализацию хоть сколько-нибудь осмысленного социального проекта, все громадное здание фантастики последних двух десятилетий рухнет. Исчезнет стимул, который позволял вживаться в иные миры, отказываться, пусть и на несколько часов, от сиюминутных проблем. И уменьшение потребности в эскапизме убьёт львиную долю современных поджанров фантастики…».
*** «…И если фантасты желают сохранить внимание читателей — им надо формировать эти мечты о будущем. Тогда читатели и через много лет будут уважать фантастику: покупать новые книги и перечитывать старые. Потому как именно в них они захотят отыскать корни собственного понимания мира и основания для новых мечтаний…».
Не в бровь, а в глаз.
Респект и уважуха автору.
Более чем информативный и конструктивный текст
Darth_Veter, 13 апреля 2023 г.
Еще одна статейка, поясняющая роль фантастики в художественной литературе и ее место в ряду всех занятий человеческих.По мнению автора, основными задачами фантастики являются прогностическая и мотивационная. Иными словами, фантасты должны создавать общественные модели, чтобы испытывать их на жизнеспособность. Ну и попутно вдохновлять массы на героические дела ради «светлого будущего». То есть, антиутопии и триллеры категорически не приветствуются. С этим я согласиться не могу. По моему мнению, задачей фантастики как жанра является «будить и впечатлять» воображение людей. С тем, чтобы расширять их кругозор и фантазию. Все остальные функции (в том числе и социальная, и прогностическая) вторичны: они существуют только потому, что фантастика описывает ОБЫЧНЫХ людей в НЕОБЫЧНЫХ обстоятельствах (или наоборот). Но главным тут являются именно необычные обстоятельства, а не руководство по их разрешению. Ведь прогнозированием занимаются серьезные ученые, а фантасты просто популяризуют их теории для масс. Это больше похоже на информационно-просветительскую функцию, чем на научно-производственную. Как говорит поговорка, Богу — богово, а Цезарю — цезарево. Главное, не попутать порядок, что за чем идет.